35 фактов из жизни Сергея Сергеевича Прокофьева

Роль Сергея Сергеевича Прокофьева (1891 — 1953) в развитии музыки колоссальна. По размеру вклада в мировую музыку его можно сравнить с Бетховеном, Моцартом или Шостаковичем. Прокофьев окончательно оформил идеи П. И. Чайковского и превратил балет из танцевальной постановки в драматический спектакль. В инструментальной музыке Прокофьев умело и органично сочетал лирические мотивы и народный колорит. Это, впрочем, характерно и для большей части его творчества.

Каждое крупное произведение Прокофьева было событием в мировой музыкальной жизни. Его творения исполнялись во всём мире, а особенно популярны они были в США, где были изданы десятки наименований пластинок с произведениями композитора.

Таланты Прокофьева не ограничивались миром музыки. Он прекрасно владел словом, как поэтическим, так и прозой, и вполне мог бы стать выдающимся писателем. Композитор очень хорошо — для самоучки — играл в шахматы. В его активе были ничьи и победы над тремя чемпионами мира. Однако главное место в жизни Сергея Прокофьева всегда занимала музыка.

Афиша шахматного матча. Проигравший должен был дать сольный концерт. В итоге после семи партий при ничейном счёте Ойстрах и Прокофьев сыграли концерт вдвоём

1. Несмотря на то, что Сергей Прокофьев родился не так уж давно по историческим меркам, дата его рождения колеблется между 11 и 27 апреля 1891 года. Источником путаницы является сам композитор, неоднократно упоминавший, что отмечает годовщину своего рождения 23 апреля. В метрическом свидетельстве указана дата 15 апреля, а довоенные источники относили рождение композитора к 11 апреля.

2. Место рождения Прокофьева известно точно, но вот с названием села тоже возникают определённые разночтения. В 2016 году в рамках проводимой на Украине декоммунизации селу вместо названия Красное вернули якобы историческое имя Сонцовка. Однако до переименования в Красное село носило русское название Солнцево, а ещё раньше Солнцевка (видимо с постройкой церкви деревня стало селом с типичным окончанием на -о). В революционные годы название украинизировали, переделав его в Сонцивка. Не всякому городу-миллионнику выпадает судьба за три века существования сменить четыре названия.

3. Родина Прокофьева находится на территории нынешней Донецкой области Украины, но рядом с Сонцовкой нет шахт или крупных промышленных предприятий — село расположено в западной, сельской части Донбасса До известных событий на юго-востоке Украины в Сонцовке при активной поддержке европейских экологических организаций успешно развивался экологический туризм. Отец Сергея Прокофьева активно высаживал леса, устроил красивый пруд, и за 100 лет ландшафты из искусственных превратились в естественные. В 1991 году в Сонцовке был открыт Музей С. С. Прокофьева, однако в нём практически нет аутентичных экспонатов.

4. Сергей Прокофьев-старший, несмотря на то, что был родом из купеческой семьи, был прекрасным агрономом и управляющим имением. Имение принадлежало его однокурснику и давало доход в 20 000 рублей в год. После того, как должность управляющего стал исполнять Прокофьев, доход от имения вырос до 60 000 рублей. По условиям соглашения, Прокофьев получал 100 рублей жалования в месяц и пятую часть доходов, так что семье композитора была обеспечена очень хорошо .

5. Новый управляющий полностью преобразил имение. Он занимался не только извлечением доходов. Стараниями Прокофьевых в селе были построены школа, существующая и поныне, церковь, высажены рощи и леса, проложены дороги. Работали кирпичный, пивоваренный, кожевенный и молочный заводы. При этом старший Прокофьев так ухитрялся организовывать производство, что огромное, по тем временам, хозяйство не требовало притока рабочей силы извне.

6. Долгое время единственным преподавателем в школе была мать Прокофьева. Лишь после рождения сына Прокофьевым удалось привлечь к преподаванию учительницу из самой Москвы. Это было практически подвигом — Сонцовка в те годы была глушью, отличавшейся от Сибири только климатом. Шутка ли, от уездного центра она лежала в 120, а от губернского более чем в 200 километрах.

7. Маленький Прокофьев развивался с быстротой, иной раз пугавшей родителей. Первыми его словами были: «Мама, смотли, петуски!» — мальчик увидел кур, входивших во двор.

8. Мать Прокофьева, Мария Григорьевна, хорошо играла на фортепиано, хотя училась, как сказали бы сейчас, заочно — в течение двух зимних месяцев, которые Прокофьевы проводили в Петербурге, она брала уроки музыки, а по окончании занятий преподавательница давала ей задания на следующие 10 месяцев. Когда Сергей подрос, мама предоставляла ему во время своих занятий две верхние октавы, не смущаясь получавшейся какофонией. Скорее всего, шокирующие гармонии в музыке Прокофьева и сочетания нескольких оркестров берут своё начало именно в этом бренчании. Зато уже к 14 годам Прокофьев написал 60 мелодий, которые он называл «песенками».

9. Первым профессиональным преподавателем Прокофьева был известный композитор и дирижёр Рейнгольд Глиэр. К нему посоветовал обратиться бывший тогда в большом авторитете музыкант и педагог Сергей Танеев, оценивший одарённость Сергея Прокофьева. Чтобы нанять Глиэра, Прокофьевым пришлось изрядно слукавить: они сказали, что имение располагается «неподалёку» от Екатеринослава. Добравшийся поездом до станции Гришино (ныне Красноармейск) Глиэр был весьма удивлён, когда ему пришлось ещё несколько часов трястись на двуколке, но вида не подал. А потом его самого захватило преподавание. Глиэр оказал очень большое влияние на становление Прокофьева как композитора.

Реймонд Глиэр

10. В 1904 году Прокофьев с мамой поехали в Москву поступать в гимназию, а в итоге Сергей был зачислен в консерваторию. Определяющей стала встреча с Александром Глазуновым. Тот, услышав в исполнении Прокофьева «Пир во время чумы», стал горячо рекомендовать не тратить время на гимназию, а идти сразу в консерваторию. Вступительный экзамен принимал Николай Римский-Корсаков, вначале возражавший против зачисления Прокофьева в консерваторию. Сам Римский-Корсаков, несмотря на свой талант, сначала получил образование морского офицера, а уж потом смог поступить в консерваторию. Тут же к взрослым людям хотят присоединить 13-летнего мальчика. Однако, погоняв Прокофьева практически по всей программе вступительных экзаменов, Римский-Корсаков рекомендовал его к поступлению.

Альма матер. Здесь Прокофьев провёл 10 лет

11. В консерватории преподавателями у Прокофьева были Римский-Корсаков, Александр Лядов, Николай Черепнин и другие известные музыканты.

12. Самым близким другом Прокофьева в консерваторские времена был плодовитый, но практически бесталанный Борис Асафьев. Они быстро перешли на «ты», что в среде творческой интеллигенции почти не встречалось. А в 1948 году Асафьев выступил с докладом на Первом съезде советских композиторов. В докладе музыка Прокофьева и ещё одного их соученика Николая Мясковского была без затей названа «фашизмом».

Борис Асафьев

13. Во время учёбы в консерватории Прокофьев написал 6 сонат. Две он уничтожил, одна осталась только в нотной записи, а остальные три послужили основой для Первой, Второй и Четвёртой сонат композитора.

14. В Петербурге Прокофьев всерьёз увлёкся шахматами. В местном шахматном клубе он играл с Эммануилом Ласкером, Хосе-Раулем Капабланкой и Александром Алехиным. Игра Прокофьева, по отзывам современников, соответствовала тогдашнему первому разряду.

Партия Тартаковер — Прокофьев

15. Первое публичное выступление Прокофьева состоялось 18 декабря 1908 года. Он с письменного — оно обязательно требовалось для студентов — разрешения руководства и преподавателей консерватории выступил на традиционном музыкальном вечере в концертном зале Реформатского училища. Сергей Сергеевич сыграл 7 собственных пьес и имел большой успех — вызовам на «бис» не было конца. О его выступлении написали в нескольких газетах.

16. Многие произведения Прокофьева посвящены его другу Максу Шмидтхофу, застрелившемуся от неразделённой любви к Прокофьеву в 1913 году.

17. Прокофьев заканчивал консерваторию дважды — как композитор (1909 год) и как пианист. В июне 1914 года Прокофьев был назван лучшим пианистом из тех, кто окончил консерваторию в этом году. Наградой было не только признание публики и коллег, но и новенький рояль — такова была традиция.

18. Первым серьёзным сердечным увлечением Прокофьева был роман с Ниной Мещерской — дочери богатых родителей, также серьёзно занимавшейся музыкой. Прокофьев несколько раз делал Нине предложение, однако родители девушки были категорически против Не одобряла возможный союз и мать Прокофьева (отец скончался в 1910 году). В итоге ничего не получилось. Композитор уехал за границу, где в 1919 году женился на певице Лине Кодиной. Лина родила двух сыновей. Уже после возвращения в Советский Союз Прокофьев воспользовавшись объявлением правительством зарубежных браков граждан СССР незаконными, без развода женился на студентке Мире Мендельсон. Проблемы с браками были грузом, который композитор нёс до самой смерти, а его жёнам и детям эти неурядицы достались в наследство.

Нина Мещерская (слева) с сестрой

Лина Прокофьева с сыновьями

Мира Мендельсон — последняя любовь Прокофьева

19. Революционные события 1917 года не слишком потрясли аполитичного композитора. Его больше волновали бытовые трудности. Поэтому весной 1918 года он дал три прощальных концерта в Москве и получил документы на выезд. 7 мая он сел в поезд до Владивостока, 23 мая прибыл в столицу российского Дальнего Востока, а 29 мая на пароходе отправился в Японию.

20. После первого концерта Прокофьева в США в «Нью-Йорк Таймс» написали, что Прокофьев стоит из стали и является музыкой по производству стальных звуков. Статья была написана так талантливо, что чернокожий-лифтёр попросил у Прокопьева разрешения пощупать его мускулы — правда ли они состоят из стали.

21. В США Прокофьев познакомился с адептами «Christian Science» — «Христианской науки», молодого религиозного учения, основанного в начале ХХ века. Для композитора, впрочем, учение «Христианской науки» было не религией, а философским инструментом познания мира и места человека в нём.

22. За рубежом, во Франции и в США, Прокофьев много работал над музыкой и выступал с концертами. Но когда в 1925 году Советское правительство предложило ему вернуться на Родину, композитор ограничился лишь поверхностными справками и ответил положительно. Единственное условие — свободный выезд обратно за границу. 19 января 1927 года Прокофьев с семьёй вернулся в СССР.

23. Уже на следующей неделе Прокофьев убедился в том, что в СССР его ждали — ему пришлось давать концерты каждый день. Газеты, кроме крайне левых органов Российской ассоциации пролетарских музыкантов, давали хвалебные рецензии. Однако через полгода Прокофьевы вернулись в Европу.

24. Парадоксальным образом налаживание связей с СССР ещё выше подняло авторитет Прокофьева в эмигрантской культурной среде. В конце 1920-х годов без обиняков писали, что композитор — главный выразитель русских национальных традиций в музыке.

25. Прокофьев очень любил путешествия на автомобиле, но путешествия эти были очень своеобразными. Сам музыкант называл их «гастрономические туры». Его не интересовали памятники старины, красоты природы или музеи. Перед поездкой в какой-либо город он выяснял по справочнику «Мишлен», где находится лучший отель, а по приезду — где находится лучший ресторан. Попробовав лучшие блюда, он считал миссию завершённой и начинал хандрить, когда его спутники принимались осматривать достопримечательности. Этот процесс Прокофьев называл «псевдо-гробокопательством».

26. Дебютом Прокофьева в кино стала музыка к фильму «Поручик Киже», вышедшему на экраны в 1932 году. Это 15 минутное сочинение впоследствии разобрали на цитаты, слишком похожие на плагиат, Вуди Аллен, Стинг и Робби Уильямс. Критики считают, что только Прокофьев смог избежать диктата режиссёров при написании музыки к фильмам.

27. При работе над фильмом «Александр Невский» режиссёр Сергей Эйзенштейн никак не мог объяснить Прокофьеву словами, какая музыка нужна для сцены со свиристелками. Отчаявшись, режиссёр принёс на съёмочную площадку бутафорские дудочки и объяснил актёрам, как они должны играть на них и пританцовывать. На следующий день Прокофьев сочинил именно ту мелодию, которая требовалась Эйзенштейну.

Сергей Эйзенштейн

28. Некоторое время С. Прокофьев работал почётным профессором в Московской консерватории. Прокофьев-педагог был весьма далёк от идеала. Он довольно уничижительно отзывался о советских композиторах, а однажды в буквальном смысле за шиворот выбросил из-за рояля коллегу-аккомпаниатора, обвинив его в неумении играть.

29. В начальный период Великой Отечественной Войны композитор в ураганном темпе работал над оперой «Война и мир». Работа над огромным (более 4 часов) произведением шла очень хорошо, опера получилась выдающейся. Дмитрий Шостакович, случайно получивший клавир «Войны и мира» ещё до первого исполнения, написал Прокофьеву письмо, в котором отзывался об опере чрезвычайно хвалебно. Такие письма выдающиеся деятели культуры пишут друг другу крайне редко. Гораздо чаще они занимаются злословием в адрес соперника.

30. Хотя Прокофьев долгое время вёл практически кочевой образ жизни, здоровье, по большому счёту, серьёзно побеспокоило его всего трижды за 58 лет жизни. В трёхлетнем возрасте он сильно расшиб голову об один из домашних сундуков — шишка сошла уже в зрелом возрасте. После первого приезда в Соединённые Штаты у композитора сильно разболелись зубы, а вылечив их, он тяжело переболел скарлатиной. Третье повреждение стало фатальным. В январе 1945 года он снова разбил голову, причём при до сих пор неясных обстоятельствах. Кровоснабжение мозга сильно ухудшилось, Прокофьев двигался с большим трудом, время работы пришлось серьёзно ограничить. Этот недуг не оставлял его до самой смерти.

31. В январе 1948 года состоялся Пленум ЦК ВКП (б). Выступившие на нём Борис Асафьев и Тихон Хренников жесточайше раскритиковали Прокофьева. По итогам Пленума было принято постановление, запрещавшее исполнять некоторые произведения Прокофьева. Через год запрет сняли, но удар по здоровью композитора был очень серьёзным. Тем более, что через два месяца была арестована продолжавшая формально оставаться женой композитора Лина, вскоре умер С. Эйзентштейн, а на Съезде советских композиторов Прокофьева не избрали в руководящие органы.

32. 7 июля 1949 года Прокофьева поразил мощный и необычно протекавший инсульт — окружающим даже показалось, что композитор сошёл с ума. Постепенно он снова более или менее пришёл в себя, продолжил работать и даже получил очередную Сталинскую премию, однако конец был неизбежен и близок. Скончался Сергей Сергеевич от очередного инсульта в один день со Сталиным — 5 марта 1953 года. И хоронили их в один день, поэтому вокруг гроба Прокофьева стояли только комнатные цветы — живые достались вождю.

33. Похоронен Сергей Сергеевич Прокофьев на Новодевичьем кладбище.

34. Творческое наследие великого композитора включает в себя 11 опер, по 7 балетов и симфоний, 8 концертов для различных инструментов с оркестром, и огромное количество произведений меньших форм, включая музыку для театральных постановок и кинофильмов.

35. С. Прокофьев был награждён всего одним орденом Трудового Красного Знамени, но ему 6 раз присуждалась Сталинская премия. Зарубежные коллеги оценили его вклад в развитие музыки Золотой медалью Королевского географического общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.