15 фактов о Самаре: «Жигулёвское», ракета и золото на пристани

Город Самара был основан в 1586 году как укрепление в стратегически важной излучине Волги у места впадения в неё реки Самара. Довольно быстро крепость потеряла военно-стратегическое значение, так как линия противостояния русских и кочевников откатилась на восток и юг.

Макет Самарской крепости

Однако Самара не захирела, как большинство похожих крепостей на старых рубежах России. Город стал местом оживлённой торговли, а его статус постепенно повышался с заштатного до столицы Самарской губернии. В Самаре пересекались сухопутный путь с запада на восток и водный с севера на юг. После постройки Оренбургской железной дороги развитие Самары приобрело взрывной характер.

Постепенно город, расположенный примерно в 1 000 километров от Москвы, из торгового города превратился в промышленный центр. Сегодня в Самаре работают десятки крупных промышленных предприятий. Город также считается образовательным и культурным центром.

С 1935 по 1991 год Самара называлась Куйбышев в честь видного деятеля большевистской партии.

Население Самары составляет 1,16 млн. человек, это девятый показатель в России. Самые популярные сведения о городе: железнодорожный вокзал самый высокий, а площадь Куйбышева — самая большая в Европе. Однако интересны в истории и современности Самары не только размеры.

1. Одним из символов Самары является Жигулёвское пиво. В 1881 году австрийский предприниматель Альфред фон Вакано открыл в Самаре пивоваренный завод. Фон Вакано знал толк не только в пиве, но и в оборудовании для его производства — он работал на пивоварнях в Австрии и Чехии, а в России с успехом торговал пивным оборудованием. Пиво с самарского завода оценили сразу, и производство стало расти, как на дрожжах. В те годы «Жигулёвское» означало «произведённое на заводе в Самаре». Одноимённый сорт пива был создан уже в 1930-е годы по указанию Анастаса Микояна, партийного деятеля, много сделавшего для развития пищевой промышленности в СССР. В сущности, Микоян попросил немного улучшить один из сортов пива, производимого на Жигулёвском пивоваренном заводе. Сорт с плотностью сусла 11% и массовой долей спирта 2,8% стал лучшим советским пивом. Его производили на сотнях пивзаводов по всей стране. Но аутентичное «Жигулёвское», конечно же, выпускают только на заводе в Самаре. Его можно купить в магазине у проходной завода, а можно продегустировать в ходе экскурсии по заводу, которая стоит 800 рублей.

Альфред фон Вакано — пожалуй, один из самых выдающихся самарцев

2. В некоторых старых домах, до сих пор стоящих в центре Самары, до сих пор нет централизованного водоснабжения. Люди набирают воду в водоразборных колонках. Есть подозрение, что в других районах города уже пара поколений жителей Самары не знает, что это такое. А ведь централизованное водоснабжение, в том числе и отдельных домов, появилось в Самаре ещё в 1887 году. По оригинальному проекту московского инженера Николая Зимина была сооружена насосная станция и проложены первые километры водопровода. Самарский водопровод выполнял ещё и противопожарную функцию — пожары были бичом деревянной Самары. Предприниматели подсчитали, что за счёт «экономии» недвижимости — спасения её от пожаров — водопровод окупился уже за год эксплуатации. Кроме того, водопровод питал 10 городских фонтанов и использовался для полива в городских садах. Самое интересное, что водоснабжение формально было полностью бесплатным: по тогдашним законам местные власти были вправе для этой цели просто немного увеличить налог на недвижимость. С канализацией же дело обстояло хуже. Даже нажим готового раскошелиться владельца Жигулёвского пивоваренного завода Альфреда фон Вакано, пользовавшегося в Самаре серьёзным авторитетом, действовал слабо. Лишь в 1912 году началось строительство канализационной системы. Её вводили в строй по частям и к 1918 году успели проложить 35 километров коллекторов и труб.

3. Бурное развитие Самары в XIX веке влекло в город людей вне зависимости от национальности. Постепенно в городе сформировалась довольно серьёзная католическая община. Разрешение на строительство было получено быстро, и строители приступили к возведению католического храма. Но тут в 1863 году вспыхнуло очередное восстание в Польше. Самарских поляков в основной массе отправили в куда более суровые земли, а строить костёл запретили. Возобновилась стройка лишь в начале ХХ века. Освятили костёл в 1906 году. Он уцелел в общественно-политических пертурбациях революций и Гражданской войны, однако службы в нём продолжались лишь до середины 1920-х годов. Затем костёл закрыли. В 1941 году в него переехал Самарский краеведческий музей. Католические службы возобновились лишь в 1996 году. Таким образом, из более чем 100 лет своей истории здание Храма Пресвятого Сердца Иисуса использовалось по назначению лишь примерно 40 лет.

4. Во второй половине XIX века у самарской элиты постепенно появился интерес к образованию и просвещению. Если в 1852 году на предложение открыть в городе типографию купцы, составлявшие большинство Городской думы, ответили категорическим отказом — крамола, то через 30 лет предложение создать краеведческий музей было принято с одобрением. 13 ноября 1886 года на свет появился Самарский историко-краеведческий музей. Экспонаты собирали с миру по нитке. Великий князь Николай Константинович передал 14 предметов одежды и амуниции туркмен. Известный фотограф Александр Васильев пожертвовал коллекцию фотоснимков солнечного затмения и т д. В 1896 году музей переехал в отдельное здание и открылся для массовых посещений. Огромную роль в его развитии сыграл неутомимый художник и коллекционер Константин Головкин. Он без всякого стеснения засыпал письмами художников, коллекционеров и меценатов. В его списке были сотни адресатов. Письма не пропали втуне — в ответ музей получил множество произведений, составивших серьёзную коллекцию. Ныне музей занимает огромное здание бывшего филиала музея В. И. Ленина. В его состав также входят дома-музеи Ленина и М. В. Фрунзе, а также Музей модерна, расположенный в особняке Курлиной. Самарский историко-краеведческий музей носит имя своего первого директора Петра Алабина.

5. Как известно, во время Великой Отечественной Войны Куйбышев был дублирующей столицей СССР. Именно сюда тяжёлой осенью 1941 года были эвакуированы ряд министерств и ведомств, а также дипломатические представительства. Уже во время войны были построены два огромных благоустроенных убежища. Сейчас их называют «Бункер Сталина» и «Бункер Калинина». Первое убежище открыто для посещений, в «Бункер Калинина» посторонних не пускают — там до сих пор хранятся секретные карты и документы. С точки зрения бытового комфорта убежища не представляют собой ничего особенного — они отделаны и обставлены мебелью в духе типичного сталинского аскетизма. Убежища соединены между собой, что даёт повод устойчивым слухам об огромном подземном городе, вырытом под Самарой. Ещё один слух давно опровергнут: убежища строили не заключенные, а вольные строители из Москвы, Харькова и с Донбасса. По окончанию стройки в 1943 году их не расстреляли, а направили на другие работы.

В «Бункере Сталина»

6. Не пасла задних Самара и в производстве более крепких напитков. Правительства при разных императорах постоянно колебались между твёрдой государственной монополией на продажу «очищенного вина», сиречь водки, и откупной системой. В первом случае государство при помощи уважаемых людей назначало того или иного человека заведующим реализацией водки в определённой местности. Во втором право торговать беленькой реализовывалось на торгах — уплачиваешь определённую сумму — спаивай хоть всю губернию. Постепенно пришли к балансу: оптом спиртным торгует государство, в розницу — частники. Эту систему впервые опробовали в четырёх губерниях, в том числе и в Самарской. В Самаре в 1895 году на выделенные из казны деньги построили спиртовой завод. Располагался он на углу нынешних улиц Льва Толстого и Никитинской, недалеко от ж/д вокзала. В первый же год после выхода на проектную мощность завод, в который инвестировали 750 000 рублей, заплатил только акцизных сборов на миллион. Впоследствии Самарский спиртзавод ежегодно приносил в казну до 11 млн. рублей.

Здание спиртового завода

7. С Куйбышевым опосредованно связано возрождение традиции праздновать Новый год с ёлкой. В первые годы Советской власти на ёлки не обращали внимания, но постепенно вечнозелёный символ Рождества и Нового года из обихода убрали. Лишь в 1935 году секретарь ЦК ВКП(б) Павел Постышев в канун Нового года опубликовал статью, в которой призвал вернуться к елочным традициям, ибо даже В. И. Ленин приезжал на ёлку в детдом. После всенародного одобрения ёлка снова стала символом новогоднего праздника. А Постышева после столь здравой инициативы назначили первым секретарём Куйбышевского обкома ВКП (б). Но в Куйбышев новый глава области прибыл не с ёлкой и подарками, а с пролетарской решимостью бороться с врагами народа — шёл 1937 год. Троцкистская, фашистская и прочие враждебные пропаганды в Куйбышеве, по мнению Постышева, не встречали никакого отпора. Свастики, силуэты Троцкого, Каменева, Зиновьева и прочих врагов Постышев находил на школьных тетрадках, спичечных коробках и даже на срезе колбасы. Увлекательные поиски Постышева продолжались год и стоили жизни сотням человек. В 1938 году его арестовали и расстреляли. Перед расстрелом он написал покаянное письмо, в котором признавался, что сознательно занимался враждебной деятельностью. В 1956 году Постышев был реабилитирован.

Может быть, Постышев был слишком похож на Сталина?

8. Драматический театр в Самаре появился ещё в 1851 году, причём первой его постановкой стал скандальный «Ревизор». Своего помещения у труппы не было, играли в доме купца Лебедева. После того, как этот дом сгорел, на средства меценатов построили деревянное здание театра. Ближе к концу века это здание обветшало и постоянно требовало значительных средств на ремонт. В конце концов, Городская дума постановила: здание снести и построить новое, капитальное. За проектом обратились к специалисту — московскому архитектору Михаилу Чичагову, на счету которого уже были проекты четырёх театров. Архитектор представил проект, но в Думе решили, что фасад недостаточно наряден, и нужно бы побольше украшений в русском стиле. Чичагов переработал проект и приступил к строительству. Здание, которое обошлось в 170 000 рублей (первоначальная смета составляла 85 000 рублей), было открыто 2 октября 1888 года. Жителям Самары нарядное здание, похоже на торт или кукольный домик, очень понравилось и город обрёл новую архитектурную достопримечательность.

9. Самара — крупнейший центр космической промышленности. Именно здесь, на заводе «Прогресс», производят большую часть ракет для вывода в космос спутников и космических кораблей. До 2001 года, впрочем, ознакомиться с мощью космических ракет можно было только дистанционно. А затем был открыт музей «Самара космическая», главным экспонатом которого стала ракета «Союз». Она установлена вертикально, как бы на стартовой позиции, которой служит здание музея. Циклопическое сооружение высотой почти 70 метров выглядит очень внушительно. Сам музей пока не может похвастаться богатством экспонатов. На двух его этажах разместились предметы быта космонавтов, в том числе и знаменитая еда из тюбиков, и детали и фрагменты космической техники. Зато сотрудники музея очень творчески подошли к созданию сувениров. Можно приобрести копию номера газеты с сообщением о космическом полёте, разные мелочи с космической символикой и т. п.

10. В Самаре есть метро. Для его описания приходится слишком часто использовать слово «пока». Пока самарский метрополитен состоит всего из одной линии и 10 станций. Пока на метро нельзя сесть на железнодорожном вокзале. Пока пассажирооборот составляет всего 16 млн. пассажиров в год (худший показатель в России). Разовый жетон стоит 28 рублей, дороже метро только в столицах. Всё дело в том, что у самарского метро был очень маленький советский задел. Соответственно, сейчас для развития метро требуется больше средств, чем в других городах. Поэтому пока(!) самарское метро выполняет скорее декоративную функцию.

В саратовском метрополитене немноголюдно

11. 15 мая 1971 года в тогда ещё Куйбышеве произошло происшествие, которое можно было бы назвать курьёзным, если бы не погибшая женщина. Капитан сухогруза «Волго-Дон-12» Борис Миронов не рассчитал высоту рубки своего судна и скорость течения. «Волго-Дон-12» рубкой зацепил пролёт автомобильного моста через Самару. Обычно в таких ситуациях основные повреждения несёт судно, но тут всё пошло не так. Хрупкая конструкция рубки буквально снесла десятиметровый железобетонный пролёт моста, и он тут же упал на судно. Пролёт раздавил рубку, придавив не успевшего выскочить из неё Миронова. Кроме того, раздавленными оказались каюты по правому борту. В одной из кают находилась погибшая на месте жена электрика теплохода. Расследование показало, что строители моста (он был открыт в 1954 году) вообще не закрепили упавший пролёт! Более того, никто не понёс ответственности за случившееся, а пролёт через год поставили на место, снова не закрепив его. Так Куйбышев вошёл в историю как единственный город, в котором судно разрушило мост.

12. После побега из Англии члены знаменитой «Кембриджской пятёрки» (группы английских аристократов, сотрудничавших с Советским Союзом, наиболее известен Ким Филби) Гай Бёрджесс и Дональд Маклин жили в Куйбышеве. Маклин преподавал английский в пединституте, Бёрджесс не работал. Жили они в доме 179 на улице Фрунзе. Оба разведчика вполне освоили советский быт. К Маклину скоро приехала жена с детьми. Мелинда Маклин была дочерью американского миллионера, но вполне спокойно ходила на рынок, стирала, убирала в квартире. Бёрджессу было сложнее, но чисто психологически — в Лондоне он привык к шумной жизни, вечеринкам, и т. п. Терпеть ему пришлось два года — в Куйбышев разведчики приехали в 1953 году, а рассекретили их в 1955. Побывал в Куйбышеве и Ким Филби. В 1981 году он совершал круиз по Волге и встречался с коллегами из местного КГБ.

Дональд и Мелинда Маклин в СССР

Гай Бёрджесс

13. В 1918 году у жителей Самары был день, когда на их улице, согласно современной поговорке, перевернулся грузовик с пряниками. 6 августа красные части, узнав о стремительном походе войск полковника Каппеля, бежали из Казани, бросив золотой запас российского государства. Белые перевезли золото и ценности на трёх пароходах в Самару. Здесь местное правительство, так называемый Комитет учредительного собрания, о прибытии ценного груза узнало только от капитанов пароходов. Тонны золота и серебра, миллиарды рублей ассигнациями сутки лежали на пристани под охраной горстки солдат. Понятно, что слухи о такой халяве облетели город, как степной пожар, и на пристани началось светопреставление. Впрочем, градус ожесточения тогда ещё был довольно низок, и никто толпу расстреливать не стал (годом позже охочих до золотишка выкосили бы пулемётами). Сколько золота растащили самарские обыватели, осталось неизвестным, его вплоть до попадания в руки белочехов так и считали: плюс — минус десяток тонн. А ассигнациями вскоре топили печки…

Полковник Каппель был немногословен

14. То, что в послевоенном восстановлении Советского Союза участвовали немецкие военнопленные — факт, известный всем. Но в СССР, в том числе и в Куйбышеве, работали тысячи вполне (формально) вольных немцев, помогавших крепить оборонную мощь страны. В советскую зону оккупации попали заводы «Юнкерс» и БМВ, готовые выпускать газотурбинные авиационные двигатели. Производство было быстро возобновлено, но в 1946 году стали протестовать союзники — по Потсдамскому соглашению в зонах оккупации нельзя было производить оружие и военную технику. Советский Союз выполнил требование — персонал заводов и КБ вывезли вместе с частью оборудования в Куйбышев, и разместили в посёлке Управленческий. Всего привезли около 700 специалистов и 1 200 членов их семей. Дисциплинированные немцы участвовали в разработке двигателей в трёх конструкторских бюро до 1954 года. Впрочем, они не слишком расстраивались. Ослабляли тоску по родине бытовые условия. Немцы получали до 3 000 рублей (у советских инженеров заплата была максимум 1 200), имели возможность делать продуктовые и промтоварные заказы, жили в домах со всеми (возможными на то время) удобствами.

Немцы в Куйбышеве. Фото одного из инженеров

15. 10 февраля 1999 года Самара попала в выпуски всех новостей и на первые полосы всех газет. Около 18 часов дежурный городского управления внутренних дел сообщил в управление противопожарной службы, что в здании милицейского управления начался пожар. Несмотря на все усилия пожарных, локализовать огонь удалось лишь через 5 часов, а погашен пожар был только в половине шестого утра. В результате пожара, а также от отравления продуктами горения и от травм, полученных при попытках спастись из пылающего здания (люди выпрыгивали из окон верхних этажей) погибли 57 сотрудников милиции. Продолжавшееся полтора года следствие пришло к выводу, что пожар начался с непогашенного окурка сигареты, брошенного в пластмассовую урну в кабинете №75, расположенном на втором этаже здания ГУВД. Затем огонь якобы распространился по межэтажным перекрытиям. Эти перекрытия представляли собой два слоя бруса, пространство между которыми в процессе строительства заполняли разным хламом. Как известно, огонь, в отличие от тепла, очень плохо распространяется вниз, поэтому версия следствия выглядела очень шаткой. В Генеральной прокуратуре это поняли. Решение о закрытии дела было отменено, следствие продолжается по сей день.

x
А что ты думаешь об этом? Комментируй!

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock detector