Для русской музыки Михаил Иванович Глинка (1804 — 1857) был примерно тем же, кем был для литературы Пушкин. Русская музыка, безусловно, существовала и до Глинки, но лишь после появления его произведений «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Камаринская», песен и романсов музыка вырвалась из светских салонов и стала действительно народной. Глинка стал первым национальным русским композитором, а его творчество оказало влияние на большое количество последователей. Кроме того, Глинка, обладавший хорошим голосом, основал в Санкт-Петербурге первую в России вокальную школу.
Жизнь М. И. Глинки трудно назвать лёгкой и беззаботной. Не испытывая, как многие его собратья по цеху, серьёзных материальных лишений, он был очень несчастен в браке. Жена изменяла ему, он изменял жене, но по тогдашним правилам разводов они долгое время не могли расстаться. Новаторские приёмы в творчестве Глинки не всеми воспринимались хорошо, а часто и вызывали критику. К чести композитора, он не опускал рук и шёл своей дорогой, не сворачивая с неё ни после оглушительных успехов, как с оперой «Жизнь за царя», ни после премьер, близких к провалу («Руслан и Людмила»)
1. Мать Глинки Евгения Андреевна происходила из очень богатой помещичьей семьи, а отец был помещиком весьма и весьма средней руки. Поэтому когда Иван Николаевич Глинка решал посвататься к Евгении Андреевне, братья девушки (их отец и мать к тому времени умерли) ему отказали, не забыв упомянуть, что несостоявшиеся молодые ещё и являются троюродными братом и сестрой. Недолго думая, молодые люди сговорились бежать. Побег удался благодаря вовремя разобранному мосту. Пока погоня добралась до церкви, венчание уже состоялось.
2. По родовой легенде, Михаил Глинка появился на свет в тот час, когда утром только-только начинали петь соловьи — сразу и хорошая примета, и указание на будущие способности новорожденного. Было это 20 мая 1804 года.
3. Под опекой бабушки мальчик рос изнеженным, и отец ласково прозвал его «мимозой». Впоследствии Глинка и сам называл себя этим словом.
4. Село Новоспасское, в котором жили Глинки, во время Отечественной войны 1812 года было одним из центров партизанского движения. Сами Глинки эвакуировались в Орёл, но их домовой священник отец Иван был одним из руководителей партизан. Французы однажды попытались захватить село, но были отброшены. Маленький Миша обожал слушать рассказы партизан.
5. Музыку любили все члены семьи (у дядей так даже был собственный крепостной оркестр), но к систематическим занятиям музыкой Мишу приучила гувернантка Варвара Фёдоровна. Она была педантична, но юному музыканту это было необходимо — нужно было понять, что музыка — это труд.
6. Регулярное образование Михаил начал получать в Благородном пансионе — младшей школе знаменитого Царскосельского Лицея. Глинка учился в одном классе с Львом Пушкиным — младшим братом Александра, в это же время учившегося в Лицее. Однако в пансионе Михаил пробыл всего год — несмотря на высокий статус, условия в учебном заведении были плохими, за год мальчик дважды тяжело болел и отец решил перевести его в петербургский пансион при педагогическом университете.
7. В новом пансионе Глинка оказался под крылом Вильгельма Кюхельбекера, того самого, что на Сенатской площади стрелял в великого князя Михаила Павловича и пытался стрелять в двух генералов. Но это было в 1825 году, а пока Кюхельбекер числился в благонадёжных.
8. Вообще, увлечение музыкой сыграло свою роль в том, что восстание декабристов прошло как бы мимо Глинки. Он был знаком со многими его участниками и, безусловно, слышал какие-то разговоры. Однако дальше дело не пошло, и Михаил благополучно избежал участи повешенных или сосланных в Сибирь.
9. Пансион Глинка закончил вторым по успеваемости, а на выпускном вечере произвёл фурор великолепной игрой на рояле.
10. Известная песня «Не пой, красавица, при мне…» появилась достаточно необычным образом. Однажды Глинка и два Александра — Пушкин и Грибоедов — проводили лето в имении своих друзей. Грибоедов как-то наиграл на рояле песню, слышанную им в бытность по службе в Тифлисе. Пушкин тут же сочинил слова к мелодии. А Глинка счёл, что музыку можно сделать и получше, и на следующий день написал новую мелодию.
11. Когда Глинка захотел поехать за границу, отец не дал согласие — и здоровье у сына была слабовато, и денег не хватало… Михаил пригласил знакомого врача, который, обследовав пациента, заявил, что у того много опасных заболеваний, но поездка в страны с тёплым климатом исцелит его без всяких лекарств.
12. Живя в Милане, Глинка имел обыкновение играть услышанные накануне вечером в Ла Скала отрывки опер. У окна дома, где жил русский композитор, ежедневно собирались толпы местных жителей. А исполнение серенады, сочинённой Глинкой на тему из оперы «Анна Болейль», состоявшееся на большой веранде дома известного миланского адвоката, вызвало уличный затор.
13. Поднимаясь в Италии на Везувий, Глинка ухитрился попасть в настоящую русскую метель. Восхождение удалось совершить только на следующий день.
14. Концерт Глинки в Париже собрал полный концертный зал Герца (одна из крупнейших аудиторий французской столицы) и получил восторженные отзывы зрителей и прессы.
15. Со своей будущей супругой Марией Ивановой Глинка познакомился, когда приехал в Петербург к тяжело больному брату. К брату композитор не успел, а спутницу жизни обрёл. Супруга хранила верность мужу лишь несколько лет, а потом пустилась во все тяжкие. Бракоразводный процесс отнял у Глинки немало сил и нервов.
16. Тему оперы «Жизнь за царя» композитору подсказал В. Жуковский, произведение на эту тему — «Думы» К. Рылеева — посоветовал В. Одоевский, а название придумал директор Большого театра А. Гедеонов, когда одну из репетиций посетил Николай I.
17. Также коллективно рождалась и идея «Руслана и Людмилы»: тема была подсказана В. Шаховским, идея обсуждалась с Пушкиным, а пару татарских напевов сыграл на скрипке художник Иван Айвазовский.
18. Именно Глинка, проводя, выражаясь современным языком, кастинг певцов и певиц для императорской капеллы, которой он руководил, открыл талант выдающегося оперного певца и композитора Г. Гулак-Артемовского.
19. М. И. Глинка положил на музыку стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». Пушкин посвятил его Анне Керн, а композитор — Екатерине Керн, дочери Анны Петровны, в которую был влюблён. У Глинки и Екатерины Керн должен был быть ребёнок, но вне брака Екатерина рожать его не захотела, а развод всё затягивался.
20. Великий композитор умер в Берлине. Глинка простудился, возвращаясь с концерта, на котором исполнялись и его произведения. Простуда оказалась смертельной. Сначала композитора похоронили в Берлине, но затем его прах перезахоронили в Александро-Невской Лавре.