20 фактов о городах: история, инфраструктура, перспективы

Город — это одновременно одно из высших достижений и один из худших недостатков человеческой цивилизации. С одной стороны, именно в городах сосредоточены практически все культурные и технические ценности созданные человеком. С другой — города, особенно крупные, за редким исключением, очень неудобны для жизни. Проблемы с транспортом, стоимость жилья, общая дороговизна, преступность, шум — недостатки городов можно перечислять очень долго. Жизнь в крупных городах часто превращается в выживание.

Тем не менее, ничего лучше пока не придумали. Утопические проекты вроде расселения всего населения США от океана до океана в небольшие одноэтажные посёлки или переезда миллионов человек из Европейской части России, прежде всего, Москвы и Подмосковья, в за Урал и на Дальний Восток время от времени появляются, но сторонников почти не находят. Города продолжают расти и развиваться, словно насос втягивая в себя людей и ресурсы.

1. В городах живёт около половины населения нашей планеты, они занимают менее 2% территории, а потребляют три четверти ресурсов, причём соотношение это постоянно и неуклонно увеличивается в сторону городов. На практике это означает, что жизнь в городах (в среднем, конечно), гораздо удобнее, чем в сельской местности.

2. Точного всеобъемлющего определения понятия «город» не существует. В разные времена, в разных науках и разных странах оно трактуется по-разному. В самом общем смысле город — это «не село», место, жители которого в малой степени занимаются сельским хозяйством и проживают в жилищах иной архитектуры. Тем не менее, даже это, самое общее определение хромает на обе ноги — ещё в середине XIX века в центре Лондона жили свиноводы, разводившие тысячи свиней, а Париж голодал не из-за нехватки зерна, а от холода — городские мельницы на замёрзшей Сене не работали. А уж о курочках и огородиках в частных домах на окраинах больших городов и говорить нечего.

3. Точное время появления первых городов также является поводом для дискуссий с разбросом в пару тысячелетий. Но города точно начали возникать тогда, когда у людей появилась возможность производить избыточную сельскохозяйственную продукцию. Её можно было обменять на что-нибудь полезное (орудия труда, утварь) или даже приятное (украшения). Это полезное и приятное производили горожане. В городе же можно было обменять свою сельскохозяйственную продукцию на другую. Отсюда и тысячелетняя традиция наличия на любом рынке не только прилавков с товарами, но и лавок ремесленников.

Иерихон считается одним из первых городов

4. Уже в Древнем Риме перенаселённость порождала высказывания вроде «Не может быть несчастья там, где обычай привёл людей назад к природе». Так писал Сенека о древних германцах, живших охотой и собирательством.

Жить в Древнем Риме нравилось не всем

5. Английский фермер и публицист Уильям Коббет называл города «прыщами», Лондон — «исполинским прыщом», и вполне логично предлагал выдавить все прыщи с лица английской земли. На дворе была первая половина XIX века…

6. Знаменитая книга Адама Смита о «невидимой руке рынка» — «Исследования о природе и причинах богатства народов» родилась после того, как автор сравнил продовольственное снабжение двух городов: Лондона и Парижа. В английской столице власти не вмешивались в снабжение, и с ним всё было в порядке. В Париже же власти пытались контролировать поставки и торговлю продовольствием, и это у них выходило очень плохо, вплоть до революций. Вывод Смита был, на первый взгляд, очевиден, только он не учитывал логистику поставок продуктов в оба города — Париж расположен в 270 км от моря, а Лондон в 30. Доставка же товаров по суше в разы труднее и дороже.

7. В современном же Париже, наоборот, снабжение лучше, чем в Лондоне. Гигантский оптовый рынок продуктов Рунжи позволяет существовать тысячам мелких продовольственных магазинов, существующих в шаговой доступности от жилья парижан. Жителям же Лондона, в котором независимых магазинов почти не осталось, приходится ехать в супермаркеты.

На рынке Рунжи в Париже

8. Системы автономной подачи воды упоминаются ещё в Библии. Древнеримские акведуки также известны всем. В Средневековых европейских городах, в том числе и в России, водопроводы массово появились в XII — XIII веках.

Римские акведуки спокойно стоят до сих пор

9. Первая канализационная система появилась в индийском городе Мохенджо-Даро ещё в III тысячелетии до н. э. Огромная система канализации действовала в Древнем Риме. А в Нью-Йорке система водоотведения была открыта в 1850 году, в Лондоне в 1865, в Москве — в 1898 году.

В лондонской канализации, XIX век

10. Система раздельного сбора мусора впервые появилась в 1980 году в городах Голландии.

11. Первое метро появилось в Лондоне в 1863 году. Самым молодым является метрополитен казахского города Алма-Ата — он был открыт в 2011 году. Самая разветвлённая сеть метро проложена в Шанхае — 423 км, самая короткая — в Хайфе (Израиль), её длина всего 2 км. В Дубае на линиях длиной 80 км ходят метропоезда-беспилотники.

12. Лондон является пионером и в регулярных городских автобусных перевозках. В британской столице они начались в 1903 году. А вот в России первыми пассажирами маршрутного автобуса стали в 1907 году жители Архангельска.

13. Первый трамвай на конной тяге появился в Балтиморе (США) в 1828 году. Дебют электрического трамвая состоялся в 1881 году в Берлине. Уже в следующем году был запущен первый трамвай в тогдашней Российской Империи в Киеве.

14. Первая линия троллейбуса была открыта в Берлине в 1882 году. В Москве троллейбусное движение было запущено в 1933 году.

Один из первых московских троллейбусов

15. Первая служба скорой медицинской помощи была образована в 1881 году в Вене. В Москве аналогичная служба появилась в 1898 году. И там и там причиной стали трагедии с многочисленными жертвами: пожар в Венском театре и массовая давка на Ходынке.

16. Между английским городом Летчуорт (33 0 00 жителей) и российским Волгоградом (более 1 млн. человек) есть далеко не всем известная связь. Летчуорт строился по единому в начале ХХ века как первый «город-сад»: сочетание городских удобств и природы. В строительстве принимал участие русский архитектор Владимир Семёнов, впоследствии использовавший ряд идей из Летчуорта при составлении плана послевоенного восстановления Сталинграда.

17. Слэб Сити, наверное, единственный город в мире, жители которого обходятся без городской администрации, полиции и коммунального хозяйства. На заброшенной военной базе с массой бункеров и других сооружений, съезжаются пенсионеры, бездомные и просто любители свободной жизни. В Слэб Сити есть церковь, за детьми заезжает школьный источник, электричество получают от генераторов, есть подземные источники воды и наземные озёра — люди живут необычной для большинства из нас, но вполне нормальной жизнью.

Слэб Сити — город, где все довольны жизнью

18. Минимум 7 городов расположены сразу в двух странах. В большинстве из них граница весьма условна — её обозначает дорожная разметка или декоративные изделия и даже клумбы. Но вот границу в американо-мексиканском Ногалесе американцы охраняют одинаково с другими участками. На севере США, в Дерби Лайн / Станстед (Канада) пограничный режим мягче, но загранпаспорт нужен, а за нарушение режима пересечения границы можно схлопотать до 5 000 долларов штрафа.

Ногалес — город контрастов

19. В Китае сооружена точная копия австрийского городка Халльштатт. За 940 миллионов долларов спонсор проекта, китайский миллиардер, сделал Австрии шикарную рекламу — после окончания строительства копии китайцы стали посещать Австрию в 10 раз чаще.

Это — оригинал

А это — недешёвая китайская копия

20. По прогнозам специалистов ООН, к 2050 году в городах будут проживать 3/4 населения Земли. Причём расти города будут очень неравномерно. Население столицы Кот-д’Ивуара Ямусукро увеличится почти вдвое, в китайском Цзиньцзяне станет на четверть больше жителей, а вот население Токио или Лондона вырастет незначительно — на 0,7 — 1%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.