15 фактов про сон в литературных произведениях

Описания сновидений в литературе появились, скорее всего, вместе с самой литературой ещё до появления этого слова. Сны описываются в античной мифологии и Библии, в эпосах и народных легендах. О своих многочисленных снах рассказывал пророк Мухаммед, да и его вознесение на небеса, по мнению многих исламских богословов, произошло во сне. Упоминания о сновидениях есть в русских былинах и преданиях ацтеков.

Морфей — бог сна и сновидений в древнегреческой мифологии

Существует довольно обширная и разветвлённая классификация литературных снов. Сон может являться частью повествования, украшением произведения, развитием сюжета или психологическим приёмом, помогающим описать мысли и состояние героя. Конечно, сны могут быть и смешанных типов. Описание сновидения предоставляет писателю очень редкую, особенно для литературы реализма, свободу. Автор волен начать сон с чего угодно, развивать его сюжет в любом направлении и закончить сон в любом месте, не опасаясь обвинений критики в неправдоподобии, недостаточной мотивации, надуманности и т. п.

Ещё одна характерная черта литературного описания сновидения — возможность прибегнуть к иносказаниям в произведении, в котором простое иносказание выглядело бы нелепо. Это свойство мастерски использовал Ф. М. Достоевский. В его произведениях описания снов часто заменяет психологический портрет, для описания которого потребовались бы десятки страниц.

Как уже отмечалось, описания снов содержатся в литературе с древнейших времён. В литературе Нового времени сны начинают активно появляться со Средневековья. В русской литературе, как отмечают исследователи, расцвет сновидений начинается с творчества А. С. Пушкина. Современные литераторы также активно используют сны вне зависимости от жанра произведения. Даже в таком приземленном жанре, как детектив, знаменитый комиссар Мегрэ Жоржа Сименона, уж на что твёрдо стоит обеими ногами на твёрдой почве, но и он видит сны, иной раз даже, как характеризует их Сименон «стыдные».

1. Выражение «сон Веры Павловны» известно, пожалуй, гораздо шире, чем роман Николая Чернышевского «Что делать?» Всего главная героиня романа Вера Павловна Розальская увидела четыре сна. Все они описаны в аллегорическом, но довольно прозрачном стиле. В первом передаются ощущения девушки, вырвавшейся из опостылевшего семейного круга через замужество. Во втором через рассуждения двух знакомых Веры Павловны показана структура российского общества, как её видел Чернышевский. Третий сон посвящён семейной жизни, точнее, тому, может ли замужняя женщина позволить себе новое чувство. Наконец, в четвёртом сне Вера Павловна видит процветающий мир чистых, честных и свободных людей. Общее содержание снов создаёт впечатление того, что Чернышевский вставил их в повествование исключительно по цензурным соображениям. Во время написания романа (1862 — 1863 годы) писатель сидел под следствием в Петропавловской крепости за написание короткой прокламации. Писать в такой обстановке об обществе будущего без паразитов было равносильно самоубийству. Поэтому, скорее всего, Чернышевский и изложил своё видение настоящего и будущего России в виде снов девушки, в периоды бодрствования руководящей швейной мастерской и разбирающейся в чувствах к разным мужчинам.

Описания снов в «Что делать?» помогли Н. Г. Чернышевскому обойти цензурные препоны

2. Свой сон Веры Павловны есть и у Виктора Пелевина. Его рассказ «Девятый сон Веры Павловны» издан в 1991 году. Фабула рассказа незатейлива. Уборщица общественного туалета Вера делает карьеру вместе с помещением, в котором работает. Сначала туалет приватизируют, потом он становится магазином, с этими преобразованиями растёт и зарплата Веры. Судя по образу мыслей героини, она, как и многие тогдашние московские уборщицы, получила гуманитарное образование. Философствуя, она сначала начинает замечать, что некоторые товары в магазине, да и некоторые покупатели и одежда на них сделаны из дерьма. В финале рассказа потоки этой субстанции топят Москву и весь земной шар, а Вера Павловна просыпается под монотонное бормотание мужа о том, что они с дочерью съездят на несколько дней в Рязань.

3. Рюноскэ Акутагава в 1927 году издал рассказ с красноречивым названием «Сон». Его герой, японский художник, пишет картину с натурщицы. Ту интересуют лишь деньги, которые она получат за сеанс. Творческие метания художника ей неинтересны. Требования художника раздражают её — она позировала десяткам живописцев, и никто из них не пытался влезть ей в душу. В свою очередь, плохое настроение модели раздражает художника. Однажды он выгоняет модель из студии, а затем видит сон, в котором душит девушку. Натурщица исчезает, а художника начинают терзать муки совести. Он не может понять, задушил ли он девушку во сне или наяву. Разрешается вопрос вполне в духе западной литературы ХХ столетия — художник заранее списывает собственные дурные поступки на приверженность к снам и их толкованию — вот не уверен он, совершил ли он то или иное действие наяву, или во сне.

Рюноскэ Акутагава показал, что смешивать сон с явью можно и в корыстных целях

4. Сон председателя домкома Никанора Ивановича Босого, возможно, вставлен в роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» для того, чтобы развлечь читателя. Во всяком случае, когда советская цензура изъяла из «Мастера и Маргариты» юмористическую сцену артистического допроса валютчиков, её отсутствие на произведение не повлияло. С другой стороны, эта сцена с бессмертной фразой о том, что никто не станет подбрасывать 400 долларов, потому что в природе таких идиотов не имеется, является превосходным образцом юмористического скетча. Гораздо значимее для романа сон Понтия Пилата в ночь после казни Иешуа. Прокуратору приснилось, что казни не было, Они с Га-Ноцри шли по дороге, ведущей у Луне, и спорили. Пилат доказывал, что он не трус, но не может погубить свою карьеру из-за Иешуа, совершившего преступление. Завершается сон пророчеством Иешуа о том, что теперь они всегда будут вместе в памяти людей. Видит свой сон и Маргарита. После того, как Мастера забрали в сумасшедший дом, она видит унылую безжизненную местность и бревенчатое строение, из которого выходит Мастер. Маргарита понимает, что скоро встретится с возлюбленным либо на этом, либо на том свете. Никанор Иванович

5. Много и со вкусом видят сны герои произведений Фёдора Михайловича Достоевского. Один из критиков даже отметил, что во всей европейской литературе нет писателя, чаще использовавшего сон в качестве выразительного средства. В списке произведений классика русской литературы значатся «Как опасно предаваться честолюбивым снам», «Дядюшкин сон» и «Сон смешного человека». В название романа «Преступление и наказание» слово «сон» не входит, но его главному герою Родиону Раскольникову по ходу действия снятся целых пять снов. Тематика их разнообразна, но все видения убийцы старухи процентщицы крутятся вокруг его преступления. В начале романа Раскольников во сне колеблется, затем, после убийства, боится разоблачения, а попав на каторгу, искренне раскаивается.

Первый сон Раскльникова. Пока в его душе есть жалость

6. В каждой из книг «поттерианы» Джоан Роулинг есть минимум один сон, что немудрено для книг такого жанра. В основном они снятся Гарри, причём ничего хорошего или даже нейтрального в них не происходит — исключительно боль и страдания. Примечателен сон из книги «Гарри Поттер и тайная комната». В нём Гарри попадает в зоопарк как экземпляр несовершеннолетнего колдуна — так написано на табличке, висящей на его клетке. Гарри голоден, он лежит на тонком слое соломы, но друзья не помогают ему. А когда Дадли начинает ради развлечения бить палкой по прутьям клетки, Гарри кричит, что он очень хочет спать.

7. О сне Татьяны в пушкинском «Евгении Онегине» написаны, наверное, миллионы слов, хотя сам автор посвятил ему около сотни строк. Надо отдать должное Татьяне: во сне она увидела роман. Точнее, половину романа. Ведь сон — это предсказание того, что произойдёт с героями «Евгения Онегина» дальше (сон находится почти точно в середине романа). Во сне Ленский убит, а Онегин связался с нечистой силой (а то и повелевает ей) и, в конце концов, плохо кончил. Татьяне же постоянно ненавязчиво помогает некий медведь — намёк на будущего мужа-генерала. Но понять, что сон Татьяны был вещим, можно только дочитав роман. Интересный момент — когда медведь принёс Татьяну к шалашу, в котором Онегин пировал с нечистью: собакой с рогами, человеком с головой петуха, ведьмой с козьей бородой и т. п., Татьяна услышала крик и звон стакана «как на больших похоронах». На похоронах и последующих поминках, как известно, стаканы не звенят — не принято на них чокаться. Тем не менее, Пушкин применил именно такое сравнение.

8. В повести «Капитанская дочка» эпизод со сном Петруши Гринёва является одним из самых сильных во всём произведении. Немудрёный сон — парень приехал домой, его ведут к смертному одру отца но на нём лежит не отец, а лохматый мужик, который требует, чтобы Гринёв принял его благословение. Гринёв отказывается. Тогда мужик (подразумевается, что это Емельян Пугачёв) начинает направо и налево рубить всех находящихся в комнате топором. При этом с Петрушей страшный мужик продолжает разговаривать ласковым голосом. Современному читателю, видевшему хоть один фильм ужасов, вроде бы, нечего пугаться. Но А. С. Пушкин сумел описать её так, что мурашки по коже бегут.

9. Немецкая писательница Керстин Гир построила на снах девочки-подростка по имени Лив Зильбер целую трилогию «Дневники сновидений». Причём сны у Лив осознанные, она понимает, что означает каждое сновидение и взаимодействует в снах с другими героями.

10. В романе Льва Толстого «Анна Каренина» писатель мастерски использовал приём введения в повествование описания сновидений. Анне и Вронскому практически одновременно снится растрёпанный мужик маленького роста. Причём Анна видит его в своей спальне, а Вронский вообще непонятно где. По ощущениям героев, ничего хорошего после этой встречи с мужиком их не ждёт. Сны описаны грубо, буквально несколькими мазками. Из деталей только спальня Анны, мешок, в котором мужик мнёт что-то железное, да его бормотание (по-французски!), которое толкуют как предсказание смерти Анны при родах. Такое невнятное описание оставляет широчайший простор для толкований. И воспоминания о первой встрече Анны с Вронским, когда на вокзале погиб человек. И предсказание гибели Анны под поездом, хотя она об этом ещё не ведает ни сном, ни духом. И что мужик имел в виду роды не самой Анны (она как раз беременна), а её новой души перед гибелью. И гибель самой любви Анны к Вронскому… Кстати, этот же мужик несколько раз появляется и, как говорят, в «реале». Анна видит его в день знакомства с Вронским, дважды во время поездки в Санкт-Петербург и трижды в день самоубийства. Владимир Набоков вообще считал этого мужика телесным воплощением греха Анны: грязный, некрасивый, невзрачный, и «чистая» публика его не замечает. Есть в романе и ещё один сон, на который обращают внимание очень часто, хотя он выглядит не слишком естественным, притянутым. Анне снится, как будто её одновременно ласкают и муж, и Вронский. Смысл сна прозрачен, как родниковая вода. Вот только к тому времени, когда Каренина видит этот сон, она уже не питает иллюзий ни по поводу своих чувств, ни по поводу чувств своих мужчин, ни даже о своём будущем.

11. В коротеньком (20 строк) стихотворении Михаила Лермонтова «Сон» уместились даже два сна. В первом умирающий от ранения лирический герой видит «родную сторону», в которой пируют молодые женщины. Одна из них спит и видит во сне умирающего лирического героя.

12. Героиня романа Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» Скарлетт видела один, но часто повторявшийся сон. В нём она окружена густым непрозрачным туманом. Скарлетт знает, что где-то совсем рядом в тумане находится что-то очень важное для неё, но не знает, что это и где оно находится. Поэтому она мечется в разные стороны, но везде находит только туман. Кошмар, скорее всего, был вызван отчаянием Скарлетт — она заботилась о нескольких десятках детей, раненых, и больных без еды, лекарств и денег. Со временем проблема разрешилась, но кошмар уже не покидал главную героиню романа.

13. Свою беззаботную жизнь в детстве видит главный герой романа Ивана Гончарова «Обломов». К сну, в котором Обломов видит спокойную, умиротворённую сельскую жизнь и себя, мальчика, за которым все ухаживают и всячески ему потакают, принято относиться критически. Мол, спят обломовцы после обеда, как такое возможно. Или мама Илюши не позволяет ему выходить на солнце, а потом рассуждает, что и в тени может быть нехорошо. А ещё они хотят, чтобы каждый день был, как вчера — никакого стремления к переменам! Гончаров, описывая Обломовку, конечно, многое сознательно преувеличил. Но, как и каждый большой писатель, он не полностью властен над своим словом. В русской литературе это ещё с Пушкина началось — он в письме жаловался, что Татьяна в «Евгении Онегине» «удрала злую шутку» — вышла замуж. Вот и Гончаров, описывая сельскую жизнь, часто попадает в десятку. Тот же послеобеденный сон крестьян говорит о том, что живут они достаточно богато. Ведь жизнь любого русского крестьянина представляла собой бесконечный аврал. Сев, уборка, заготовка сена, дров, тех же лаптей несколько десятков пар на каждого нужно, а тут барщина ещё — спать действительно некогда, разве что на том свете. «Обломов» был издан в 1859 году, когда перемены в виде «освобождения» крестьян витали в воздухе. Практика показала, что перемена эта была почти исключительно к худшему. Выяснилось, что «как вчера» — это совсем не худший вариант.

14. Героиня повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» Катерина во сне получила недвусмысленное предупреждение — за совершённое преступление придётся держать ответ. Катерине, отравившей своего свёкра, чтобы скрыть супружескую измену, во сне явился кот. Причём голова у кота была от Бориса Тимофеевича, отравленного Катериной. Кот расхаживал по постели, в которой лежали Катерина с любовником, и обвинял женщину в преступлении. Катерина к предупреждению не прислушалась. Ради любовника и наследства она отравила мужа и задушила мальчика-племянника мужа — он был единственным наследником. Преступления были раскрыты, Катерина и её возлюбленный Степан получили пожизненную каторгу. По дороге в Сибирь любовник бросил её. Катерина утопилась, бросившись в воду с борта парохода вместе с соперницей.

Любовь Катерины к Степану привела к трём убийствам. Иллюстрация Б. Кустодиева

15. В повести Ивана Тургенева «Песнь торжествующей любви» герои во сне ухитрились зачать ребёнка. «Песнь торжествующей любви» — мелодия, которую Муций привёз с Востока. Туда он отправился после того, как проиграл Фабию сражение за сердце прекрасной Валерии. Фабий и Валерия были счастливы, но не имели детей. Вернувшийся Муций подарил Валерии ожерелье и сыграл «Песнь торжествующей любви». Валерии приснилось, что во сне она вошла в красивую комнату, и навстречу ей шёл Муций. Его губы обожгли Валерию и т. п. Наутро оказалось, что Муцию снилась абсолютно то же самое. Он околдовал женщину, но Фабий снял чары, убив Муция. А когда через некоторое время Валерия сыграла «Песнь…» на органе, она почувствовала в себе новую жизнь.

x
Голосуй звездами!
ПлохоТак себеНормальноХорошоОтлично! (Еще никто не голосовал)
Загрузка...
А что ты думаешь об этом? Комментируй!

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector