Кинематограф, вне зависимости от его качества, эксплуатирует человеческие эмоции и инстинкты. В ход идёт всё, но чем сильнее эмоциональное раздражение, вызванное фильмом, тем более сильное впечатление он производит. Да и воздействовать на зрителя проще, пугая его. Подарить зрителю эстетическое удовольствие способны лишь гении, а сбросить в кадре в пропасть автобус с людьми может и режиссёр, вчера снимавший фильмы на айфон.
Страх смерти присущ всем людям без исключения, поэтому неудивительно, что киношники эксплуатируют его просто в промышленных масштабах. Попробуйте навскидку вспомнить хотя бы несколько современных фильмов, в которых герои, пусть эпизодические, не погибали бы или хотя бы не стояли перед лицом смертельной угрозы. Не такая ведь лёгкая задача. А в блокбастерах их и вовсе топят «Титаниками», взрывают небоскрёбами, крушат аэробусами и уничтожают другими разнообразными способами. Главное, чтобы зритель на финальных титрах подсознательно думал: «Ну вот, а я переживаю из-за зарплаты!»
Некоторые режиссёры заходят ещё дальше и делают смерть персонажем своих фильмов. Смерть может принимать мужское и женское обличье, иметь устрашающий вид или выглядеть хорошенькой женщиной. Имидж старухи с косой безнадёжно устарел. Современная кинематографическая смерть, как правило, отталкивающего ощущения не вызывает. Просто работа такая — прийти и забрать чью-то жизнь.
Отдельного упоминания в контексте смерти в кинематографе заслуживают российские кинопрокатчики. Даже в Голливуде при всём цинизме и жестокости стараются лишний раз не поминать смерть в названиях фильмов. В российском же прокате этим и однокоренными словами разбрасываются направо и налево. В оригинальных названиях фильмов «Смертельное оружие», «Академия смерти», «Демон смерти», «Смертный приговор», и многих других нет слова «смерть» — это, так сказать, местный колорит.
Безусловно, режиссёры и сценаристы не всегда кровожадны. Они могут и про бессмертного героя фильм снять, и милосердно оживить персонажа или хотя бы переселить его в чужое тело. Могут даже дать ему возможность пообщаться с оставшимися в мире живых или увидеть их. Но, так или иначе, они обыгрывают тему смерти. Иной раз весьма оригинально.
1. В фильме «Добро пожаловать в Zoмбилэнд» Билл Мюррей играет роль внутри роли. По сюжету, он исполняет роль самого себя в своём собственном доме. В США эпидемия зомби, и Мюррей, чтобы выжить, наносит соответствующий грим. В мире зомби он выжил, а вот с людьми всё сложилось по-другому. Герой Джесси Айзенберга по кличке Коламбус вполне резонно застрелил внезапно появившегося перед ним зомби.
2. Российский актёр Владимир Епископосян даже свою автобиографическую книгу назвал «Главный труп России», так часто ему приходится умирать на экране. Епископосян родился и вырос в Армении. Актёрскую карьеру он начинал на киностудии «Арменфильм», в фильмах которой играл воспитанных юношей и героев-любовников. В Советском Союзе и позже в России, к удивлению актёра, его внешность идеально подходила к ролям главных злодеев. Первого душегуба он сыграл в фильме «Пираты ХХ века». Затем было более 50 фильмов, в которых героев Епископосяна убили.
3. Шон Бин давно стал героем мемов из-за своих бесконечных экранных смертей. Чисто математически он не является самым многострадальным из всех актёров. Скорее всего, смерти Бина запоминаются потому, что очень часто его герои погибают не в концовке фильмов, а ближе к его середине. Тем не менее, если Бину достаётся одна из главных ролей, ему приходится играть до самого конца, как в фильмах «Игры патриотов», «Золотой глаз» или сериале «Генрих VIII». А самой впечатляющей в карьере «ходячего спойлера» была смерть Боромира в эпопее «Властелин колец».
4. Случаев самоубийств или добровольного смирения со смертью ради какой-то цели история мирового кино знает немало. Так погибли герой Брюса Уиллиса в «Армагеддоне», Хью Уивинга в картине «V значит вендетта» и Леон-киллер Жана Рено. Герой же Уилла Смита в фильме «7 жизней» умер, можно сказать, идеальной смертью. Он совершил самоубийство в ванне с льдом с таким расчётом, чтобы его органы сохранились для пересадки.
5. Сразу двумя эпическими смертями отметился мегаблокбастер «Терминатор-2». И если гибель замороженного и затем расстрелянного жидкого Т-1000 вызывала у зрителей исключительно положительные эмоции, то сцена с погружением Арнольда Шварценеггера в расплавленный металл явно вызвала в 1990-е кубометры мальчишеских слёз. Правда, как оказалось позже, гибель обоих человекообразных роботов была не окончательной.
6. Как известно, сэр Артур Конан-Дойл, описавший приключения Шерлока Холмса, был настолько недоволен обрушившейся на него дешёвой, как он считал (Конан-Дойл писал повести и романы, а тут какие-то пошлые рассказики) популярностью, что в одном из рассказов попросту убил знаменитого сыщика. Воскресить Холмса пришлось по настоятельным просьбам читательской аудитории. И вот что значит талант — сцены предполагаемой смерти и «воскрешения» Шерлока Холмса написаны так пронзительно и слитно, что без них не обошлась практически ни одна из десятков экранизаций рассказов о Шерлоке Холмсе и его спутнике докторе Ватсоне.
7. Картина Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» у человека, мало-мальски знакомого с историей Второй мировой войны, не вызывает ничего, кроме отвращения. Тем не менее, посмотреть эпос о евреях-суперменах стоит ради сцен выпущенного в Адольфа Гитлера автоматного магазина и пожара в кинотеатре, в котором сгорело всё руководство нацистской Германии.
8. Стивена Сигала в фильмах убивали лишь дважды. Вернее, полноценно убили его лишь один раз — в фильме «Мачете», где он играл редкого для себя отрицательного персонажа. Наркобарона, которого играл Сигал, в концовке фильма убил игравший Мачете Дэнни Трехо. Кстати фильм этот вырос из вымышленного трейлера, показанного в совместном проекте Квентина Тарантино и Роберта Родригеса «Грайндхаус» Ролик так понравился фанатам, что из него без труда сделали очередной боевик. А вот смерть Сигала в картине «Приказано уничтожить» выглядит издевательством над зрителем. В принципе, его герой — Сигал играл полковника спецназа — погиб очень достойно. Он ценой своей жизни позволил сослуживцам перебраться из одного самолёта в другой. Вот только произошло это в самом начале фильма, а имя Сигала было самым громким из всех участников труппы.
9. «В общем, сдали его дружки лепшие, и зачалился пацан на пятнашку на крытую. А по выходу понял — нет друзей, и не бывает. Только враги, и место их в петле или на пере». Это не пересказ «Графа Монте-Кристо». Это фильм корейского режиссёра Чан-Вук Парка «Олдбой», являющегося практически одной непрерывной чередой убийств. Главный герой, отсидев ни за что тюремный срок, начинает мстить всем вокруг. Месть его заключается в физическом уничтожении всех, кто попадётся под руку. Обречены все, и тюремщики, и гангстеры. И это ещё в спине у главного героя постоянно торчит нож…
10. Автор многочисленных бестселлеров Стивен Кинг не страдает избыточной жалостью к своим персонажам, хоть в печатных книгах, хоть в киносценариях. «Кладбище домашних животных» вообще, по сути, начинается с того, что маленького мальчика сбивает огромный грузовик. «Зелёная миля», наоборот, заканчивается казнью добродушного здоровяка-негра, хотя можно было бы и какое-нибудь губернаторское помилование придумать. Но при постановке фильма «Мгла» режиссёр и сценарист Фрэнк Дарабонт переплюнул короля ужасов. В книге Кинга «Туман», по которой снят фильм, семья главных героев спасается от неведомых чудовищ. Дрейтоны остаются вместе, пусть и с неясными перспективами. В фильме же режиссёр заставил главного героя собственноручно перебить всех спасшихся, включая родного сына, чтобы через минуту увидеть приближающихся на помощь военных.
11. Фильм «Челюсти» Стивена Спилберга сделал акулу популярным орудием убийства. Учитывая то, что в реальной жизни акулы нападают на людей чрезвычайно редко, даже слишком популярным. Тем более, что с современными возможностями кино нападение акулы снять намного легче, чем съёмочной группе «Челюстей», таскавшей под водой огромный макет подводной хищницы. Весьма эффектно нападение акулы показано в фильме «Глубокое синее море». Зубастое чудовище прерывает монолог специалиста по акулам — его играет Сэмюэл Л. Джексон — одним махом утаскивая его в морские глубины.
12. Сцена расстрела главных героев в фильме «Бонни и Клайд» (1967) выглядит избыточно жестокой даже по нынешним временам. А это был своего рода подростковый бунт. 30 лет до «Бонни и Клайда» американские киношники были связаны Кодексом Хейса — перечнем того, чего нельзя было показывать в кино. Хуже всего, что к этому перечню добавили соображения общего характера, допускавшие самые широкие трактовки. К 1960-м годам стало очевидным несоответствие Кодекса духу времени. Его нарушали или обходили то в одном, то в другом фильме, но везде понемногу. В «Бонни и Клайде» же создатели нарушили чуть ли не сразу всё. Тут и романтика преступности, и секс вне брака, и детальные сцены ограблений, и, как вишенка на торте — изрешечённые свинцовым ливнем тела Бонни и Клайда в концовке. После оглушительного успеха фильма Кодекс Хейса был отменён. С 1968 года начала действовать привычная нам система возрастных ограничений.
13. В 2004 году на экраны вышел фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы». Он шокировал зрителей не только слишком свободными для нашего толерантного времени трактовками некоторых событий из последнего дня жизни Иисуса. Фильм завершается длящейся больше 40 минут сплошной сценой пыток, избиений и смертельной агонии Иисуса. Несмотря на шквал критики, фильм собрал больше 500 миллионов долларов. Его похвалил даже Папа Римский Иоанн Павел II.
14. Видимо, некоторые режиссёры болезненно воспринимают критику со стороны зрителей. Иначе чем объяснить обилие картин, в которых гибнут люди, пришедшие в кино? Так, в итальянском фильме «Демоны» эти самые демоны сначала заманивают простаков в кино бесплатными флаерами, а затем чуть не подчистую вырезают зрительный зал. Мешающая просмотру соседей по кинозалу зрительница стала жертвой других посетителей кинотеатра в фильме «Очень страшное кино». Неплохой по задумке, но бездарно реализованный фильм «Исчезновение на 7-й улице» начинается с того, что после короткого отключения света из зала кинотеатра исчезли все зрители — их поглотила Тьма. Ну и стоит вновь упомянуть Квентина Тарантино, в «Бесславных ублюдках» превратившего кинотеатр в крематорий для нацистского руководства и лично Адольфа Гитлера.
15. Назвать самого успешного в деле лишения жизни себе подобных киногероя сложно. Как быть с самыми разнообразными подрывниками? Или, к примеру, в малоизвестном канадском сериале «Лексс» главный герой стал причиной смерти 685 миллиардов людей на 94 планетах. Он вообще путешествует на космическом корабле, созданном уничтожения планет. Если считать «подтверждённые потери», то есть лично совершённые убийства, то лидирует Клайва Оуэна из фильма «Пристрели их», на счету которого 141 покойник. 150 человек вроде бы убил мстящий за супругу герой японского фильма 1974 года «Меч отмщения 6». Однако вряд ли этот фильм видел кто-то, кроме совсем уж отпетых фанатов японского кино. Рекорд мог бы установить Джон Престон из фильма «Эквилибриум», но герой Кристиана Бэйла тратит слишком много экранного времени впустую. Но и так его результат составляет 118 трупов. В фильме «Горячие головы 2» на экране в одном из моментов появляется счётчик, фиксирующий количество убийств, и баннер, объявляющий фильм самым кровавым за всю историю. Однако на самом деле Топпер Харли (Чарли Шин) успевает лишить жизни всего 103 человек. «Пристрели их». Сломанные пальцы мести не помеха