20 фактов о Сахаре, самой большой пустыне на Земле

На карте растительности Африки четверть континента на севере окрашена в тревожный красный цвет, обозначающий минимум растительности. Чуть меньшая прилегающая территория обозначена также не обещающим буйство флоры бледно-фиолетовым. При этом на другой стороне континента, примерно на аналогичной широте, имеются самые разнообразные ландшафты. Почему треть Африки занимает постоянно увеличивающаяся пустыня?

Вопрос о том, почему и когда появилась Сахара, до конца не прояснён. Неизвестно, почему реки внезапно ушли под землю, в гигантский водный резервуар. Учёные грешат и на изменения климата, и на человеческую деятельность, и на комбинацию этих причин.

Сахара может показаться интересным местом. Говорят, некоторые даже влюбляются в суровую красоту этой симфонии камней, песка и редких оазисов. Но, думается, интересоваться самой большой пустыней на Земле и любоваться её красотами лучше, находясь где-нибудь, как писал поэт, среди берёзок Средней полосы.

1. Территория Сахары, которую сейчас оценивают в 8 — 9 млн. км2, постоянно увеличивается. Пока вы дочитаете этот материал, южная граница пустыни переместится примерно на 20 сантиметров, а площадь Сахары станет больше где-то на 1 000 км2. Это чуть меньше, чем площадь Москвы в новых границах.

2. На сегодняшний день в Сахаре нет ни одного дикого верблюда. Выжили только одомашненные особи, происходящие от приручённых человеком ещё в арабских краях животных — верблюдов привели сюда аравийцы. На большей части территории Сахары сколько-нибудь значительное для размножения количество верблюдов в дикой природе выжить не может.

3. Животный мир Сахары чрезвычайно беден. Формально в него входят, по разным подсчётам, от 50 до 100 видов млекопитающих и до 300 видов птиц. При этом многие виды близки к вымиранию, особенно это касается млекопитающих. Биомасса животных составляет несколько килограммов на гектар, а во многих районах меньше 2 кг/га.

4. Сахару часто называют заимствованными у арабов словосочетаниями «океан песка» или «море без воды» из-за характерных песчаных пейзажей с волнами в виде дюн. Такой имидж величайшей пустыни мира верен лишь отчасти. Песчаные участки занимают примерно четверть общей площади Сахары. Большая же часть территории — безжизненные каменистые или глинистые плато. Причём местные жители считают песчаную пустыню меньшим злом. Каменистые участки, которые называются «хамада» — «бесплодная» — преодолевать очень трудно. Острые черные камни и камешки, разбросанные в хаотическом порядке в несколько слоёв — смертный враг и людей, передвигающихся пешком, и верблюдов. Есть в Сахаре и горы. Самая высокая из них, Эми-Куси, имеет высоту 3 145 метров. Этот потухший вулкан расположен на территории Республики Чад.

Каменистый участок пустыни

5. Первым известным европейцем, который пересёк Сахару с юга на север, был Рене Кайе. Известно, что европейцы посещал Северную Африку и раньше, в XV — XVI веках, однако информация, представленная Ансельмом д’Изгье или Антонио Мальфанте, или скудна, или противоречива. Француз же довольно долго прожил в землях южнее Сахары, выдавая себя за египтянина, захваченного французами в плен. В 1827 году Кайе отправился с купеческим караваном вверх по реке Нигер. Его заветным желанием было увидеть город Томбукту. По мнению Кайе, это должен был быть самый богатый и прекрасный город на Земле. По дороге француз переболел лихорадкой, сменил караван, и в апреле 1828 года добрался до Томбукту. Перед ним предстала грязная деревня, состоящая из глинобитных хижин, каких полно было и в тех местах, откуда он прибыл. Ожидая обратный караван, Кайе узнал, что за несколько лет до него в Томбукту побывал какой-то англичанин, выдававший себя за араба. Его разоблачили и убили. Француз вынужден был примкнуть к каравану, шедшему на верблюдах на север, в Рабат. Так, сам того не желая, Рене Кайе стал первопроходцем. Впрочем, свои 10 000 франков от Парижского географического общества и орден Почётного легиона он получил. Кайе даже стал бургомистром в родном городе.

Рене Кайе. На левом лацкане видна петлица Ордена Почётного легиона

6. Находящийся в глубине Сахары алжирский город Таманрассет достаточно регулярно страдает от наводнений. В любой другой точке земного шара жители населённых пунктов, расположенных в 2 000 км от ближайшего морского побережья на высоте 1 320 м, должны опасаться наводнений в последнюю очередь. Таманрассет же в 1922 году (тогда это был французский Форт-Лаперрин) был практически полностью смыт мощной волной. Все дома в той местности глинобитные, поэтому более или менее мощной водный поток быстро их размывает. Тогда погибло 22 человека. Похоже, подсчитали лишь погибших французов, сверив их списки. Похожие наводнения унесли человеческие жизни в 1957 и 1958 годах в Ливии и Алжире. Два наводнения с человеческими жертвами пережил Таманрассет уже в ХХI веке. После спутниковых радиолокационных исследований учёные обнаружили, что ранее под нынешним городом протекала полноводная река, которая вместе с притоками образовывала разветвлённую систему.

Таманрассет

7. Считается, что пустыня на месте Сахары начала появляться примерно в 4 тысячелетии до н. э. и постепенно, за пару тысячелетий, распространилась на всю Северную Африку. Однако наличие средневековых карт, на которых территория Сахары изображена как вполне цветущая территория с реками и городами, свидетельствует о том, что катастрофа произошла не так давно и очень быстро. Не добавляют доверия официальной версии и аргументы вроде того, что кочевники, чтобы пробраться вглубь Африки, вырубали леса, систематически уничтожая растительность. В современных Индонезии и Бразилии джунгли вырубают в промышленных масштабах с применением современной техники, но до экологической катастрофы, конечно, возможно, пока, ещё не дошло. Но сколько леса могли вырубить любые кочевники? А когда европейцы впервые добрались в конце XIX века до южного берега озера Чад, они услышали рассказы стариков о том, как их деды занимались на озере прибрежным пиратством на кораблях. Сейчас глубина озера Чад на большей части его зеркала на превышает полутора метров.

Карта 1500 года

8. В Средневековье меридиональный караванный путь с юга на север Сахары был, скорее всего, одним из самых оживлённых торговых путей во всём мире. Тот же разочаровавший Рене Кайе Томбукту был центром торговли солью, которую привозили с севера, и золотом, доставлявшимся с юга. Само собой, как только государственность в странах, прилегавших к караванным путям, окрепла, местные правители возжелали контролировать золото-соляной путь. В итоге разорились все, а оживлённым направлением стал путь с востока на запад. По нему туареги гнали на Атлантическое побережье тысячи рабов для отправки в Америку.

Карта караванных путей

9. В 1967 году состоялась первая гонка по Сахаре на пляжных яхтах. Спортсмены из шести стран прошли от алжирского города Бешар до столицы Мавритании города Нуакшот на 12 яхтах. Правда, в гоночных условиях прошла только половина перехода. Организатор гонки полковник Дю Буше после нескольких поломок, аварий и травм вполне резонно предложил участникам доехать до финиша всем вместе, дабы минимизировать риски. Гонщики согласились, но легче им не стало. На яхтах постоянно пробивались шины, поломок меньше не стало. Благо, Дю Буше показал себя прекрасным организатором. Яхты сопровождал эскорт внедорожников с едой, водой и запчастями, за караваном велось наблюдение с воздуха. В места ночёвок выдвигался авангард, готовивший всё для ночлега. А финиш пробега (или круиза?) в Нуакшоте стал настоящим триумфом. Современные корабли пустыни со всеми причитающимися почестями встречала многотысячная толпа.

10. С 1978 по 2009 год в декабре — январе в Сахаре ревели моторы сотен автомобилей и мотоциклов — проводился крупнейший в мире ралли-рейл «Париж — Дакар». Гонка была самым престижным состоянием водителей мотоциклов, легковых автомобилей и грузовиков. В 2008 году из-за угроз террористов в Мавритании гонка была отменена, а с 2009 года проводится в других местах. Тем не менее, рёв моторов из Сахары никуда не делся — по трассе старой гонки ежегодно проезжает «Africa Eco Race». Если же говорить о победителях, то в классе грузовиков неизменными фаворитами являются российские КАМАЗы. Их водители выигрывали общий зачёт гонки 16 раз — ровно столько, что и представители всех остальных стран, вместе взятые.

11. В Сахаре находятся крупные месторождения нефти и газа. Если взглянуть на политическую карту этого региона, можно заметить, что большая часть государственных границ проходит по прямой, либо по меридианам, либо «из пункта А в пункт В». Выделяется изломанностью лишь граница между Алжиром и Ливией. Там она тоже проходила по меридиану, а искривили её французы, нашедшие нефть. Точнее, француз. Звали его Конрад Килиан. Авантюрист по характеру, Килиан провёл в Сахаре много лет. Он искал сокровища исчезнувших государств. Постепенно он настолько сжился с местными жителями, что согласился стать их вождём в борьбе против итальянцев, владевших Ливией. Своей резиденцией он сделал оазис Туммо, находившийся на территории Ливии. Килиан знал, что существует неотменённый закон, по которому всякий француз, на свой страх и риск исследовавший неизвестные земли, становится полномочным послом своего государства. Об этом, и о том, что в окрестностях оазиса он обнаружил многочисленные признаки наличия нефти, Килиан написал в Париж. Шёл 1936 год, там было не до полномочных послов где-то посреди Сахары. После окончания Второй мировой войны письма попали в руки геологам. Нефть нашли, а её открывателю Килиану не повезло — буквально за пару месяцев до первого фонтана «чёрного золота» он покончил с собой в дешёвом отеле, повесившись с предварительно вскрытыми венами.

Это тоже Сахара

12. Главным европейским колониальным игроком в Сахаре долгие годы была Франция. Казалось бы, бесконечные противостояния с кочевыми племенами должны были способствовать выработке адекватной тактики ведения боевых действий. На французы при покорении племён берберов и туарегов постоянно действовали как слепой слон, забравшийся в посудную лавку. Например, в 1899 году геолог Жорж Фламан испросил у колониальной администрации разрешения исследовать сланцы и песчаники в местах проживания туарегов. Разрешение он получил с условием взять охрану. Когда туареги увидели эту охрану, они немедленно взялись за оружие. Французы тут же вызвали подкрепление, дежурившее за ближайшим барханом, вырезали туарегов и захватили оазис Айн-Салах. Другой образец тактики был продемонстрирован двумя годами позже. Чтобы захватить оазисы Туата, французы собрали несколько тысяч человек и десятки тысяч верблюдов. Абсолютно всё необходимое экспедиция везла с собой. Оазисы были захвачены без сопротивления ценой потери тысячи человек и половины верблюдов, кости которых усеяли обочины дороги. Экономика сахарских племён, в которой верблюды играют ключевую роль, была подорвана, как и все надежды на мирное сосуществование с туарегами.

13. В Сахаре живут целых три типа кочевых племён. Полукочевники живут на участках плодородной земли на границах пустыни и занимаются кочевым выпасом во время, свободное от сельхозработ. Две остальные группы объединяют названием абсолютные кочевники. Одни из них кочуют по веками проложенным маршрутами вместе со сменой времён года. Другие меняют пути перегона верблюдов в зависимости от того, где прошли осадки.

Кочевать можно по-разному

14. Сложнейшие природные условия заставляют жителей Сахары даже в оазисах трудиться из последних сил и проявлять смекалку в противостоянии с пустыней. Например, в оазисе Суфа из-за отсутствия любых стройматериалов, кроме гипса, дома строят очень маленькими — большая гипсовая куполообразная крыша не выдерживает нагрузки собственного веса. Пальмы в этом оазисе выращивают в воронках глубиной 5 — 6 метров. Из-за геологических особенностей поднять воду в колодце до уровня земли невозможно, поэтому оазис Суфа окружён тысячами воронок. Жители же обеспечены ежедневным сизифовым трудом — нужно освобождать воронки от песка, который постоянно наносит ветер.

15. Через Сахару с юга на север проходит Транссахарская магистраль. Громкое название обозначает 4 500 километров дороги разных степеней качества, проходящей от алжирской столицы до столицы Нигерии Лагоса. Строили её в 1960 — 1970 годах, и с тех пор только латали, модернизация не проводилась. На территории Нигера (более 400 км) дорога вообще совершенно разбита. Но главную опасность представляет не покрытие. На Транссахарской магистрали практически всегда плохая видимость. Днём ехать невозможно из-за слепящего солнца и жары, а вечером и утром мешает недостаток освещенности — подсветки на магистрали нет. Кроме того, часто случаются песчаные бури, во время которых знающие люди рекомендуют съехать с трассы подальше. Местные водители не считают пыльные бури поводом для остановки, и запросто могут снести стоящую машину. Понятно, что помощь придёт, мягко говоря, не сразу.

Участок Транссахарской магистрали

16. Каждый год примерно тысяча человек добровольно приезжает в Сахару для того, чтобы побегать. В течение шести дней в апреле в Марокко проводится «Марафон пустыни». За эти дни участники пробегают порядка 250 километров. Условия более чем спартанские: всё снаряжение и еду на период пробега участники несут на себе. Организаторы обеспечивают им только 12 литров воды в день. При этом строго контролируется наличие набора спасательных средств: ракетницы, компаса и т. п. За 30-летнюю историю марафона его неоднократно выигрывали представители России: Андрей Дерксен (3 раза), Ирина Петрова, Валентина Ляхова и Наталья Седых.

«Марафон пустыни»

17. В 1994 году участник «Марафона пустыни» итальянец Мауро Проспери попал в песчаную бурю. С трудом он нашёл себе камень для укрытия. Когда через 8 часов буря утихла, окружающая обстановка полностью изменилась. Проспери даже не смог вспомнить, откуда он пришёл. Он пошёл, ориентируясь по компасу, пока не набрёл на какую-то хижину. Там водились летучие мыши. Они помогли итальянцу продержаться какое-то время. Дважды мимо пролетал спасательный самолёт, но с него не заметили ни сигнальную ракету, ни костёр. Проспери в отчаянии вскрыл себе вены, но кровь не пошла — загустела от обезвоживания. Он снова пошёл по компасу, и через некоторое время наткнулся на небольшой оазис. Ещё через день Проспери снова повезло — он вышел на лагерь туарегов. Оказалось, что он прошёл в неверном направлении больше 300 километров и из Марокко пришёл в Алжир. Чтобы излечить последствия 10-дневного блуждания по Сахаре, итальянцу понадобилось два года.

Мауро Проспери ещё трижды бегал «Марафон пустыни»

18. Сахара всегда считалась одним из самых опасных мест для путешественников. Гибли в пустыне и одиночки, и целые экспедиции. Но в XXI веке ситуация стала просто катастрофической. Проторенный путь в Европу для многих беженцев из центральноафриканских стран становится последним. Ситуации с десятками погибших выглядят стандартно. Два автобуса или грузовика везут десятки людей. Где-нибудь посреди пустыни одно из транспортных средств ломается. Оба водителя на уцелевшей машине отправляются за запчастями и исчезают. Люди ждут несколько дней, теряя силы на жаре. Когда они пытаются пешком добраться до помощи, сил дойти хватает немногим. И, конечно же, первыми гибнут женщины и дети.

19. На восточной окраине Сахары, в Мавритании, находится Ришат — геологическое образование, которое ещё называют «Око Сахары». Это несколько правильных концентрических колец максимальным диаметром 50 км. Величина объекта такова, что разглядеть его можно только из космоса. Происхождение Ришата неизвестно, хотя наука объяснение нашла — это действие эрозии в процессе подъёма земной коры. При этом уникальность такого действия никого не смущает. Существуют и другие гипотезы. Диапазон довольно широк: удар метеорита, вулканическая деятельность или даже Атлантида — якобы, она находилась именно здесь.

Ришат из космоса

20. Размеры и климат Сахары постоянно служат обоснованием для энергетических суперпроектов. Заголовки вроде «N% территории Сахары могут обеспечить электроэнергий всю планету» появляются даже в серьёзной прессе с завидной регулярностью. Земли, мол, всё равно бросовые, солнца много, облачности мало. Строй себе солнечные электростанции фотоэлектрического или термического типа, и получай дешёвую электроэнергию. Уже создавалось (и впоследствии распадалось) минимум три концерна, якобы готовых приступить к реализации проектов стоимостью миллиарды долларов, а воз и ныне там. Разгадка одна — экономический кризис. Все эти концерны хотят правительственных субсидий, а у правительств богатых стран денег сейчас мало. К примеру, в концерн «Desertec» вошли все мировые гиганты энергетического рынка. Подсчитали — нужно 400 миллиардов долларов, чтобы закрыть 15% европейского рынка. С учётом отказа от тепловой и ядерной генерации проект выглядит заманчиво. Но Евросоюз и правительства не дали даже кредитных гарантий. Подоспела Арабская весна, и проект, якобы, по этой причине заглох. Очевидно, даже в близких к идеальным условия Сахары солнечная энергетика без бюджетных дотаций нерентабельна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.