Сальвадор Дали (1904 — 1989) был одним из самых ярких живописцев ХХ века. Он был одновременно признанным мастером живописи и не менее признанным чудаком. Он выдвигал несусветные идеи и высказывал невероятные мысли. Дали эпатировал публику и одновременно очень чутко следил за её настроением. Художник ниспровергал Бога в Европе и разбрасывался обвинениями в атеизме в США. И, что самое главное, любое чудачество приносило Дали деньги. Если творения большинства художников становились ценными лишь после их смерти, Сальвадор Дали очень успешно реализовывал свои творения при жизни. Свободный поиск истины он превратил в весьма неплохое средство заработка.
В приведенной ниже подборке нет хронологии написания картин Сальвадора Дали, толкования их смыслов или художественного анализа — об этом уже написаны миллионы страниц. Это, в основном, просто случаи из жизни великого художника.
1. Сальвадор Дали рассказывал устно и писал в своей автобиографической книге, что его родители считали его реинкарнацией старшего брата, умершего в возрасте семи лет он менингита. Трудно сказать, знал ли об этом сам живописец, но на самом деле Сальвадор Дали-первый (старшего брата звали тем же именем) прожил всего 22 месяца и умер, скорее всего, от туберкулёза. Сальвадор же Дали-второй был зачат через несколько дней после смерти старшего брата.
2. Будущий гений живописи учился без особых успехов в муниципальной и в монастырской школах. Первые успехи в учёбе, равно как и первые друзья, появились у него только в вечерней школе рисования, где Дали с друзьями даже издавал журнал.
3. Как и положено было в те годы всякому юному человеку, Дали придерживался левых, почти коммунистических взглядов. Когда ему поручили выступить с речью на митинге по поводу капитуляции Германии в Первой мировой войне, он неожиданно закончил пламенное выступление словами: «Да здравствует Германия! Да здравствует Россия!» В обеих странах в те дни проходили мощные революционные процессы.
4. В 1921 году Дали поступал в Королевскую академию изящных искусств в Мадриде. Приёмная комиссия назвала его рисунок, выполненный в качестве вступительного испытания, «безукоризненным» настолько, что комиссия закрыла глаза на нарушение правил исполнения рисунков и зачислила художника в студенты.
5. Обучаясь в Академии, Дали сначала пытался шокировать публику ярким внешним видом, а затем попытался сменить имидж, постригшись и одевшись как денди. Это чуть не стоило ему глаз: для приглаживания кудрявых полос он использовал лак для покрытия, картин, написанных маслом. Смыть его можно было только очень опасным для глаз скипидаром.
6. В 1923 году художника на год исключили из Академии за участие в протестах против назначения неугодного студентам преподавателя. Более того, после возвращения в родной город Дали был арестован. Однако, вопреки всем опасениям, арест был произведён лишь для проверки.
7. Не успев толком возобновить занятия в Академии, Дали был окончательно изгнан из неё за академическую неуспеваемость. Он не сдал два зачёта, а экзаменаторам по теории изящных искусств сообщил, что сомневается в том, что профессора могут оценить уровень его знаний.
8. Федерико Гарсиа Лорка и Сальвадором Дали дружили, причём для выдающегося поэта характер этой дружбы до сих пор описывают как «в те времена в среде богемы в этой дружбе не видели ничего предосудительного». Скорее всего, Дали отверг притязания Лорки: «тень Лорки омрачила изначальную непорочность моего духа и моей плоти», — писал он.
9. Сценарий фильма «Андалузский пёс», авторами которого были Луис Бунюэль и Дали, даже в тексте выглядел так, что при всей своей бесшабашности авторы не рискнули искать сторонних спонсоров. Бунюэль взял деньги у своей матери. Половину суммы друзья прокутили, а на оставшееся сняли нашумевший фильм, успех которого расстроил Бунюэля.
10. В самом начале знакомства Дали с Галой Бунюэль, которому Гала очень не нравилась, чуть не придушил её на пляже. Дали, вместо того, чтобы защитить возлюбленную, на коленях умолял Бунюэля отпустить девушку.
11. Позже, в автобиографической книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали», художник назвал Бунюэля атеистом. В 1942 году в Соединённых Штатах это было равносильно доносу — Бунюэль тут же вылетел с работы. На его обвинения Дали ответил, что книгу он писал не о Бунюэле, а о себе.
12. До 25 лет, до самого знакомства с Галой, Дали не имел сексуальных отношений с женщинами. Биографы художника считают, что такая робость была вызвана скорее психологическими, чем физиологическими проблемами. А ещё в детском возрасте в руки Сальвадора попал медицинский справочник с красноречивыми изображениям язв, возникающих в результате венерических заболеваний. Эти изображения напугали его на всю жизнь.
13. Музу Дали Галá (1894 — 1982) в миру звали Елена Ивановна (по отцу Димитриевна) Дьяконова. Она была русской, родом из Казани. Её семья по линии матери владела золотыми рудниками, отчим (отец умер, когда девочке было 11 лет) был преуспевающим адвокатом. Гала с 20 лет лечилась от туберкулёза, которые тогда был практически смертным приговором. Тем не менее, Гала прожила весьма полноценную во всех отношениях жизнь и умерла в возрасте 87 лет.
14. В 1933 году в жизни Дали впервые появился источник самостоятельного стабильного дохода (до этого все расходы оплачивал отец). Гала убедила князя Фосини-Люсэнжа создать некий клуб поклонников художника из 12 человек. Клуб, названный «Зодиак», обязался выплачивать Дали 2 500 франков в месяц, а художник должен был раз в месяц дарить его участникам большую картину либо маленькую картину и два рисунка.
15. Светский брак Дали и Гала, связь которых началась в конце лета или начале осени 1929 года, заключили в 1934 году, а венчались супруги в 1958 году. Папа Пий XII не давал разрешения на венчание, а сменивший его Иоанн XXIII был более благосклонным к разводу Гала (с 1917 года она была замужем за поэтом Полем Элюаром).
16.На одной из выставок в Лондоне Дали решил выступить в водолазном костюме. Тот пришлось заказывать в специализированной фирме. Мастер, привезший костюм, добросовестно затянул все гайки на шлеме и пошёл прогуляться по выставке — ему сказали, что выступление продлится с полчаса. На самом деле Дали стал задыхаться уже на первых минутах. Гайки пытались открутить с помощью подручных средств, затем сбили кувалдой. При виде ошалевшего Дали, жадно хватающего воздух, публика впала в экстаз — показалось, что всё это было частью сюрреалистического представления.
17. Однажды в Нью-Йорке рабочие неправильно оформили витрину по эскизу Дали. Хозяин отказался что-либо менять. Тогда художник вошёл в витрину изнутри, разгромил её и вышвырнул на улицу ванну, бывшую элементом декора. Полиция была тут как тут. Гала сразу же созвала журналистов, и Дали, отказавшийся платить залог, получил шикарную рекламу. Судья фактически признал его правоту, наказав Дали лишь требованием возместить убытки: «Художник имеет право защищать свои творения». То, что художник устроил разгром именно потому, что это было не то, что он задумал, в разум судьи, видимо, не уместилось.
18. Дали очень почитал Зигмунда Фрейда и его учение. Основатель психоанализа, в свою очередь, придерживался традиционных, если не консервативных взглядов на живопись. Поэтому когда в 1938 году Дали приехал в Италию, Фрейд согласился встретиться с ним только после многочисленных просьб общих знакомых.
19. Атомную бомбардировку японских городов Дали назвал «сейсмическим явлением». Вообще, ужасы войны крайне мало отразились на его творчестве.
20. Биографы Дали, упоминая о его сотрудничестве с Голливудом, часто ссылаются на отсутствие финансирования как на причины неудач. На самом деле и Уолт Дисней, и Альфред Хичкок были готовы сотрудничать с художником, но с условием возможности корректировать его работы. Дали твёрдо отказывался, и тогда в силу вступал финансовый аргумент.
21. В конце 1970-х годов в довольно многочисленном кругу молодёжи, окружавшем Дали и Галу, появилась Аманда Лир. Гала, ревновавшая мужа ко всем представительницам женского пола, восприняла певицу благосклонно и даже потребовала от неё клятву быть с Дали после её смерти. Аманда осчастливила престарелую женщину клятвой, а через несколько месяцев вышла замуж за французского аристократа.
22. Незадолго до смерти Гала обуял беспричинный страх перед нищетой. Хотя они жили порознь, супруга постоянно побуждала художника работать или хотя бы просто подписывать чистые листы бумаги. Подразумевалось, что за них платят, как за автографы. После смерти Дали адвокаты схватились за головы: по разным оценкам, художник подписал десятки тысяч листов, но которых можно было разместить всё, что угодно — от рисунка до долговой расписки.
23. Зимой 1980 года, пребывая в США, супруги заболели гриппом. Дали было 76, Гала на 10 лет больше. Это заболевание, по сути, стало для них фатальным. Гала умерла через полтора года, Дали протянул ещё восемь лет, но большую часть этого времени он не мог ничего делать без посторонней помощи.
24. Гала умерла в Порт-Льигате, но похоронить её нужно было в Пуболе, семейном замке, отстроенном Дали в нескольких десятках километров. Испанский закон запрещает транспортировку тел умерших без разрешения центральных властей (этот закон принимали ещё во времена эпидемий). Дали не запрашивал, и не ждал разрешения, перевезя тело супруги в своём «Кадиллаке».
25. В 1984 году в кнопке, которой прикованный к постели Дали вызывал сиделку, случилось короткое замыкание. Художник даже смог выбраться из пылающей кровати. Он получил сильные ожоги и всё же прожил ещё пять лет. Скончался он в больнице от сердечной недостаточности.