20 фактов, которые помогут лучше понять роман «Евгений Онегин»

Роман в стихах «Евгений Онегин» стал настоящим переворотом в русской литературе. И с точки зрения сюжета, и с точки зрения языка, и как способ самовыражения автора «Евгений Онегин» аналогов в русской литературе не имеет. Достаточно почитать поэтические произведения, создаваемые предшественниками Пушкина, чтобы понять, что все тезисы о развитии русской литературы, взлелеянные советской, прежде всего, критикой, не более, чем подгонка доказательств под заранее заданный результат.

Написанное — не без оговорок, конечно — живым языком произведение резко отличалось от примеров, уже имевшихся. Критика, воспринявшая «Евгения Онегина» довольно неоднозначно, пеняла Пушкину в том числе и за такие вещи, как сочетание в одной строке слов «крестьянин» и «торжествуя» — простонародное слово по понятиям тогдашней поэзии не могло сочетаться с высоким глаголом «торжествовать». Оборот «морозной пылью серебриться его бобровый воротник» вообще нельзя было употреблять в стихах, ибо бобровый воротник — вещь пошлая, его не носили ни Орест, ни Зевс, ни Ахиллес.

По пяти рублей за главу + 80 копеек пересылка. Если бы Стивен Кинг внимательно изучал историю русской литературы, он был бы богаче всех

«Евгений Онегин» стал прорывом и сюжетно, и своим языком, и тем, что автор, описывая героев, не чурается высказывания своего мнения. Пушкин не только изложил некий сюжет, но и обосновал его развитие, психологически объяснил поступки героев. А вся конструкция автора основана на мощном базисе знания повседневной жизни, жёсткие правила которой мало способствовали самостоятельному поведению героев. Тут и необходимость Онегина ехать в село, и «Я другому отдана», и «Прошла любовь, явилась муза». И одновременно Пушкин хотел показать, что воля человека кое-что значит. Особенно хорошо это видно в строках, являющихся как бы эпитафией Ленскому.

Вот несколько фактов, которые, возможно, позволят лучше понять одно из величайших произведений русской литературы и историю его создания:

1. Единого сюжетного замысла «Евгения Онегина» у Пушкина не было. В одном из писем он жалуется, что Татьяна «удрала» с ним злую шутку — вышла замуж. Тем не менее, талант поэта настолько велик, что произведение смотрится цельным, как монолит. Характеристика Пушкина «собранье пёстрых глав» относится к хронологии публикации, ведь каждая глава выходила отдельно.

2. Гонорар А. С. Пушкина за роман в стихах составил 12 000 рублей. То есть за каждую строку (их чуть более 7 500) поэт получил около 1,5 рублей. Подсчитать точный эквивалент пушкинского заработка в нынешних рублях достаточно сложно — были другими и цены, и затраты. Если исходить из цен на простые продукты питания, сейчас Пушкин получил бы порядка 11 — 12 миллионов рублей. На написание романа у поэта ушло более 7 лет.

3. Часто можно встретить утверждение, что Пушкин очень хорошо описал именно бытовую сторону дворянской жизни тех лет. Белинский так и вообще писал о романе, как об энциклопедии русской жизни. Описаний чёрточек быта в «Евгении Онегине» действительно хватает, однако уже через полвека после выхода романа в свет очень многие особенности быта стали читателям непонятны.

4. О психологической точности описания персонажей «Евгения Онегина» свидетельствуют мемуары и переписка современников. Буквально десятки человек считали, что Александр Сергеевич «прописал» в романе именно их. Но дальше всех пошёл небезызвестный Вильгельм Кюхельбекер. По мнению Кюхли, в образе Татьяны Пушкин изобразил самого себя.

5. Несмотря на очевидную надуманность вывода Кюхельбекера, Пушкин является одним из главных героев собственного романа. Причём в этом состоит особый шарм произведения. Автор постоянно влезает со своими ремарками, объяснениями и пояснениями даже туда, где это совсем не требуется. Походя Пушкин успевает и высмеять дворянские нравы, и пояснить поступки героев, и сообщить своё отношение к ним. И все эти эскапады выглядят очень естественно и не рвут ткань повествования.

6. Частенько упоминающиеся в романе долги, залоги и пр. были в годы действия романа бичом дворян не только средней руки, но и богачей. Косвенно виновато было в этом и государство: дворяне брали деньги в Государственном банке под залог поместий и крепостных. Кончался кредит — брали новый, под следующее поместье или следующие «души». В ходу были и частные займы под 10 — 12% годовых.

7. Онегин нигде не прослужил и дня, что было возможно только теоретически. По обыкновению, дворяне шли в военные. Штатская служба, за исключением ряда областей вроде дипломатии, ценилась меньше, но служили хоть где-то почти все. На дворян, подавших в отставку после нескольких лет службы, смотрели косо в обществе и враждебно во власти. А на почтовых станциях им предоставляли минимум лошадей и в самую последнюю очередь.

8. Глава XXXIX в седьмой части не пропущена и не вымарана цензурой — Пушкин ввёл её, чтобы усилить впечатление о длительности поездки Лариных по Москве.

9. О транспорте: ехать «на своих» — пользоваться своими лошадьми и экипажами. Долго, но дёшево. «На почтовых» — менять лошадей на специальных почтовых станциях, где их могло и не быть, да и правила были довольно суровы. Дороже, но, в целом, быстрее. «Выписной экипаж» — тогдашняя иномарка. «Боярский возок» — карета на санях. Приехав в Москву, возки прятали и нанимали «цивилизованные» экипажи.

Возки снега не боятся. Сразу же видно…

10. Онегин прогуливается по набережной в час дня не случайно. Именно в это время совершал свою неизменную прогулку Император Александр I, что привлекало на набережную сотни представителей света.

11. «Верней нет места для признаний…», чем бал. Действительно, практически единственным местом, где молодые люди могли поговорить без надзора и чужих ушей, был бальный зал. Проведение балов и поведение участников было строго регламентировано (в 1-й главе Онегин является на бал в разгар мазурки, то есть непозволительно поздно), но танец давал возможность как бы уединиться среди шумной толпы.

12. Анализ дуэли Онегина с Ленским и предшествовавших ей обстоятельств показывает, что распорядитель поединка Зарецкий был почему-то заинтересован в кровавом исходе. Правила вменяли распорядителю пытать добиться мирного исхода на каждом из нескольких этапов, предшествовавших собственно дуэли. Даже на месте поединка, после опоздания Онегина на час, Зарецкий мог отменить дуэль (правила допускали не более 15 минут задержки). И правили самой стрельбы — сходиться до 10 шагов — были самыми жестокими. В таких поединках частенько страдали оба участника.

13. При отношении Онегина к Ленскому, которое автор характеризует как любовь, нам непонятно, почему Онегин не стрелял демонстративно мимо? У Евгения не было такого права. Выстрел в воздух уже был поводом для дуэли, так как лишал противника выбора — в те времена вещь недопустимая. Ну и перед выстрелом Онегина дуэлянты прошли по 9 шагов (сначала по 4, потом ещё по 5), то есть между ними оставалось всего 14 шагов — убойная дистанция, если гнев Ленского слишком силён.

На 10 шагах…

14. Молодой Онегин, едва приехав в Петербург, остригся «по последней моде». Тогда это была короткая стрижка на английский манер, за которую французы-парикмахеры брали 5 рублей. Для сравнения: помещичье семейство, переезжая на зиму из Нижнего Новгорода в Петербург на своём транспорте, укладывалось в расходах в 20 рублей, путешествуя на двух десятках карет и повозок. Средний оброк с крепостного крестьянина составлял 20 — 25 рублей в год.

15. В Х строфе 2-й главы Пушкин мастерски высмеивает распространённые среди поэтов-классицистов рифмы «луна — ясна», «послушный — простодушный», «безмятежных — нежных», «цвет — лет» и т. п.

16. Книги упоминаются в романе всего три раза, причём это произведения 17 авторов без всякой систематизации.

17. Незнание дворянами XIX века русского языка сейчас считается общим местом. Вот и пушкинская Татьяна «по-русски плохо знала». Но не всё так просто. Литературный русский язык тогда был очень беден с точки зрения количества произведений. Современники упоминают «Историю» Карамзина да несколько литературных произведений, тогда как литература на иностранных языках была очень разнообразной.

18. Невинная строчка о стаях галок на крестах московских церквей вызвала гнев митрополита Филарета, отписавшего о том А. Х. Бенкендорфу, заведовавшему цензурой. «Гонитель Пушкина». Вызванный шефом III отделения цензор сказал Бенкендорфу, что галки, сидящие на крестах, скорее входят в компетенцию полицмейстера, чем поэта или цензора. Бенкендорф не стал дразнить Филарета и просто написал, что дело не стоит внимания столь высокого иерарха.

А. Х. Бенкендорф бесконечно гнобил Пушкина, оплачивая его долги и отстаивая перед церковью или цензурой

19. Несмотря на просьбы публики и негодование критиков (позже Белинский в критической статье задал по этому поводу 9 риторических вопросов подряд), Пушкин не стал завершать сюжет «Евгения Онегина». И не потому, что задумывал написать «Евгений Онегин-2». Уже в строках, посвящённых смерти Ленского, автор отказывается от предопределённости любого жизненного. Для каждого читателя концовка «Евгения Онегина» должна была стать индивидуальной в меру его понимания произведения.

20. Существует якобы 10-я глава «Евгения Онегина», скомпилированная фанатами из сохранившихся черновиков Пушкина. Судя по её содержанию, поклонники поэта были недовольны пафосом основной части романа. Они считали, что Пушкин испугался цензуры и репрессий и потому уничтожил текст, которым им удалось восстановить путём героического труда. На самом деле имеющаяся «10-я глава» «Евгения Онегина» совершенно не соотносится с основным текстом романа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.