Взаимоотношения природы с человеком всегда были неоднозначными. Но развивались они практически постоянно с позитивной для человека динамикой. Постепенно человечество прошло путь от выживания в прямом противостоянии силам природы до широкого, близкого к глобальному воздействию на окружающую среду. На поверхности Земли появились водохранилища, по площади и объёму воды опережающие иные моря. На миллионах гектаров выращиваются растения, которые никогда бы не появились без участия человека. Причём расти они могут там, где до появления человека и травинки не было — помогает искусственное орошение.
На слишком сильное влияние человека на природу сетовали ещё древние греки. Однако нынешний истерический тон экологическая пропаганда начала приобретать только во второй половине ХХ века. Безусловно, иной раз человеческая алчность наносит ущерб окружающей среде, но обычно это воздействие на природу купируется на кратчайших с точки зрения истории, не говоря уже о существовании Земли, временных отрезках. Тот же Лондон, по предсказаниям даже вполне здравых людей, должен был погибнуть от перенаселённости, голода, конского навоза и смога — и ничего, стоит. Как говорил герой одного из романов Майкла Крайтона, человечество думает о себе слишком много, а Земля существовала до человека, и будет существовать после.
Тем не менее, общий посыл, который отношение к охране окружающей среды получило в ХХ веке, верен. Человечество, для собственной сохранности, должно относиться к природе рационально бережно. Не возвращаться назад в пещеры, но и не рубить ради пальмового масла последние гектары тропических лесов. Впрочем, природа, как показывает история, последнее вряд ли допустит.
1. Почитание «дикой природы» в его американском варианте не имеет ничего общего с настоящей дикой природой. Расправившись с индейцами, американцы позже оформили вытеснение коренных жителей с мест, где они жили тысячелетиями, стремлением сохранить «дикую природу»: леса, прерии, те же пресловутые стада бизонов и т. п. На самом деле американские природные ландшафты, какими они были до прибытия на континент гостей из цивилизованных стран, формировались с участием индейцев. Часть из них занималась подсечно-огневым земледелием, часть охотой и собирательством, но так или иначе они влияли на окружающую среду, хотя бы собирая дрова.
2. Гомосексуализм в Древней Греции, распространение огромного количества монастырей в Тибете и тамошний обычай перехода жены от умершего мужа к ближайшим родственникам имеют одну природу. Популяция людей в регионах с достаточно скудной природой всегда ограничена, поэтому наряду с войнами и эпидемиями возникают и такие экзотические способы уменьшения рождаемости.
3. Внимание государства и правящих кругов к сохранению природных ресурсов зачастую не имеет ничего общего с действительным их сохранением. Ограничения, наложенные на деятельность человека в лесах, активно принимавшиеся во всей Европе, начиная с XV века, иной раз запрещали крестьянам даже собирать валежник. Зато во время Промышленной революции лендлорды подчистую вырубали леса десятками тысяч гектаров. Немецкий фахверк — строительство домов из вертикальных балок и всякого хлама пополам с глиной, заполнявшего пространство между балками — это не торжество архитектурного гения. Это свидетельство того, что леса ко времени постройки таких домов, уже принадлежали кому следовало, а не общинам крестьян и, уж тем более, городским простолюдинам. Это же касается и крупных ирригационных проектов на Древнем Востоке, и английского Огораживания, и многих других «экологических» реформ.
4. На фоне понижения урожайности в Европе в XVII — XVIII веках даже авторитетные учёные выдвигали экзотические теории повышения плодородия почв. К примеру, сделавший массу открытий немецкий химик Юстас фон Либих считал, что теоретически плодородие восстановилось бы, если бы в почву вернулись все экскременты человечества за тысячелетнюю историю. Централизованная канализация, считал он, окончательно погубит почвы. В пример учёный ставил Китай, в котором гость проявлял дурной тон, если не оставлял переработанную часть потреблённого угощения хозяину. Доля истины в утверждениях фон Либиха есть, однако снижение урожайности порождается целым комплексом причин, включающим, кроме недостатка удобрений, эрозию и ряд других факторов.
5. Критика поведения человека по отношению к природе вовсе не является изобретением ХХ века. Ещё Сенека гневно критиковал богатых соотечественников, портивших своими виллами пейзажи рек и озёр. В Древнем Китае также были философы, распекавшие людей, считающих, что фазаны существуют для того, чтобы выдирать из них красивые перья, а коричник растёт не для того, чтобы разнообразить пищу человека. Правда, в древности доминировало убеждение в том, что природа выдержит насилие человека над собой.
6. На протяжении почти всей истории человечества лесные пожары не были злом. Наши предки пользовались огнём в лесах в самых разных целях. Они умели создавать пожары разных типов. Для получения полей деревья перед поджогом валили либо обдирали с них кору. С целью очистки леса от кустарников и лишней молодой поросли устраивали низовые пожары (огромные деревья в Мамонтовой долине в США выросли такими именно потому, что индейцы регулярно устраняли их конкурентов огнём. Пожары не только освобождали землю под посев, но и удобряли её (зола полезнее коровьего навоза), и уничтожали всех паразитов. Нынешние катастрофические масштабы лесных пожаров объясняются как раз тем, что леса стали заповедными, неприкасаемыми.
7. Утверждение о том, что древние люди охотились гораздо бережнее, чем современные охотники, убивающие не ради пропитания, а ради удовольствия, верно не на 100%. В массовых забоях убивали тысячи животных. Известны места, где сохранились останки тысяч мамонтов или десятков тысяч диких лошадей. Инстинкт охотника не современная выдумка. У современных диких племён, согласно исследованиям, нормы охоты существуют, но на выполнение их смотрят сквозь пальцы. В одном из южноамериканских племён деликатесом считаются ещё не родившиеся телята и другие детёныши. Индейцы с удовольствием ими лакомятся, хотя тут уж случай «неправильной» охоты более чем очевиден. В Северной Америке индейцы, с таким трепетом описанные в литературе как хранители природы, сотнями убивали бизонов, вырезая у них только языки. Остальные туши бросали на месте охоты, ведь деньги им платили только за языки.
8. В Японии и Китае в прошлом абсолютно по-разному относились к лесам. Если в огромном Китае, несмотря на грозные рескрипты центральной власти, леса нещадно вырубались, даже в горах Тибета, то в Японии, несмотря на скудость ресурсов, сумели и сберечь традицию деревянного строительства, и сохранить леса. В результате в середине ХХ века леса в Китае занимали 8% территории, а в Японии — 68%. При этом в Японии ещё и массово отапливали жилища древесным углём.
9. Целостную экологическую политику впервые централизованно начали проводить в Венеции. Правда, после нескольких столетий проб и ошибок, когда местность вокруг города то чрезмерно осушали, то заболачивали. На собственном опыте венецианцы поняли, что наличие лесов спасает от наводнений, поэтому уже в начале XVI века было запрещено вырубать окрестные леса. Этот запрет был важен — город нуждался в огромных количествах дров и строительной древесины. Только для возведения собора Санта Мария дела Салюте понадобилось более миллиона свай. Там же, в Венеции, осознали и необходимость изоляции инфекционных больных. Да и само слово «изоляция» означает «переселение на остров», а островов в Венеции хватало.
10. В мире справедливо восхищаются голландской системой каналов и дамб. Действительно, на борьбу с морем голландцы веками тратили огромные ресурсы. Однако следует помнить, что большую часть проблем голландцы буквально выкопали своими руками. Дело в торфе, который в Средневековье был в этой местности ценнейшим топливом. Торф добывали весьма хищническим способом, не думая о последствиях. Уровень земли понижался, местность заболачивалась. Чтобы осушить её, нужно было углублять каналы, увеличивать высоту дамб и т. д.
11. Вплоть до середины ХХ века сельское хозяйство на плодородных почвах было неразрывно связано с малярией — комары любят заболоченные плодородные почвы и стоячую воду. Соответственно, ирригация часто приводила к тому, что ещё недавно безопасные районы становились рассадниками малярии. При этом одинаковые ирригационные приёмы в разных регионах земного шара приводили к различным результатам. Голландцы, гордившиеся своими судоходными каналами, применив такую же схему создания каналов на Калимантане, устроили из острова рассадник малярии. Сторонников и оппонентов ирригации примирило появление ДДТ. С помощью этого незаслуженно охаянного химиката тысячелетиями уносившая человеческие жизни малярия была побеждена буквально в течение пары десятилетий.
12. Современные средиземноморские ландшафты с их скудной растительностью на склонах холмов и гор появились вовсе не из-за того, что древние греки и римляне вырубили леса для хозяйственных нужд. И уж тем более не из-за коз, якобы съевших все молодые побеги и листья на нижних ветвях. Человек, конечно, в меру своих сил помог лесам исчезнуть, но главным фактором оказался климат: после окончания малого ледникового периода растительность стала приспосабливаться к потеплению и приобрела нынешние формы. По крайней мере, в массе дошедших до нас древнегреческих источников о дефиците леса не упоминается. То есть во времена Платона и Сократа состояние растительности в Средиземноморье вряд ли отличалось от нынешнего — деловой лес как привозили, так и привозят, не видя в этом ничего необычного.
13. Уже в середине XVII века писатель Джон Ивлин, один из основателей Королевской академии, проклинал жителей Лондона, использующих каменный уголь. Смог, источаемый при сжигании каменного угля, Ивлин называл «адским». В качестве альтернативы один из первых борцов за качество окружающей среды предлагал использовать старый добрый древесный уголь.
14. Об удобстве ватерклозетов люди знали очень давно. В 1184 году толпа, собравшаяся во дворце епископа Эрфуртского, чтобы поприветствовать приехавшего короля, провалила пол и рухнула в протекавший под дворцом ручей. Дворец был построен над ручьём исключительно для того, чтобы вода сразу смывала нечистоты. Последние, конечно же собирались в специальном резервуаре.
15. В 1930-х годах прерии Соединённых Штатов и Канады оказались в «Пыльном котле». Резкое увеличение посевных площадей, отсутствие мероприятий против эрозии, выжигание стерни привели к изменению структуры почв. На открытых пространствах даже относительно слабые ветры сдували верхний слой почвы на тысячах квадратных километров. Верхний слой гумуса был уничтожен на 40 млн. гектаров. Эрозии подверглись 80% территории Великих равнин. В тысячах километров от котла выпадал коричневый или красноватый снег, а люди на территории бедствия начали болеть пыльной пневмонией. В течение нескольких лет в города переехали 500 000 человек.