20 фактов о нефти: история добычи и переработки

Если бы лет 200 назад кто-нибудь заявил, что главной движущей силой большинства войн в ХХ веке будет нефть, окружающие засомневались бы в его адекватности. Эта безобидная вонючая жидкость, которая продаётся в аптеках? Да кому она нужна, причём настолько, что имеет смысл развязывать войны?

Из-за таких вот пробирок войны? Увольте!

Но за очень короткий, по историческим меркам, срок нефть превратилась в самое ценное сырьё из имеющихся. Ценное не в значении стоимости, а в значении широты применения в хозяйстве.

Первый скачок спроса на нефть случился, когда получаемый из неё керосин стали использовать для освещения. Затем применение нашлось считавшемуся ранее бросовым бензину — началась автомобилизация планеты. Потом в ход пошли очередные отходы переработки — масла и дизельное топливо. Из нефти научились производить самые разнообразные вещества и материалы, многие из которых не существуют в органической природе.

Современный нефтеперерабатывающий завод

При этом наличие на своей территории месторождений столь ценного и широко используемого сырья вовсе не всегда приносит государству процветание или экономическую стабильность. Нефть добывают не государства, а транснациональные корпорации, за которыми стоит военная мощь крупнейших государств. А правительства получают ту часть выручки, которую согласятся платить нефтяники. Сразу после Второй мировой войны, к примеру, арабские государства получали от 12 до 25 долларов за баррель нефти, добытый на их территории. Попытки вести свою игру некоторым излишне смелым главам государств стоили карьеры, а то и жизни. В их странах появлялись недовольные чем-нибудь (а в какой стране все довольны всем), а уж дальше перед смельчаком лежал широкий выбор из отставки, изгнания, смерти или комбинации этих вариантов.

Такая практика продолжается до сих пор. Причём президентов и премьер-министров свергают и убивают не за действия, а за теоретическую возможность их совершить. Лидер Ливии Муаммар Каддафи был предельно лоялен к Западу, но это его не уберегло от зверского убийства. А его судьба ничем не отличается от судьбы Саддама Хусейна, стремившегося проводить независимую политику. Иной раз «чёрное золото» становится проклятием…

1. Вплоть до середины ХХ века главным нефтедобывающим регионом России и СССР был Баку. О нефти в России знали и ранее, и умели её перерабатывать, но когда в 1840 году губернатор Закавказья прислал в Академию наук образцы бакинской нефти, учёные ответили ему, что кроме как на смазывание тележных осей, данная жидкость ни на что не годится. До нефтяного бума оставалась пара десятилетий…

2. Добыча нефти не всегда приносит благосостояние и жизненный успех. Основатель российской нефтяной промышленности Фёдор Прядунов успешно добывал медь и свинец, пока не обнаружил месторождение нефти. Миллионер вложил в разработку месторождения все свои деньги, получил правительственную субсидию, но так ничего и не добился. Фёдор Прядунов умер в долговой тюрьме.

Фёдор Прядунов 

3. Первый в мире нефтеперерабатывающий завод был открыт в начале 1856 года на территории нынешней Польши. Игнаций Лукашевич открыл предприятие, которое производило керосин и масла для смазки механизмов, число которых в ходе научно-технической революции увеличивалось лавинообразно. Завод просуществовал всего год (он сгорел), но застолбил первенство для своего создателя.

Игнаций Лукашевич 

4. Первый коммерческий спор , причиной которого была нефть, по прошествии полутора столетий кажется похожим на фарс. Выдающийся американский учёный Бенджамин Силлиман в 1854 году получил заказ от группы предпринимателей. Суть заказа была предельно простой: исследовать, можно ли применять нефть для освещения, ну и попутно, если получится, выявить ещё какие-нибудь полезные свойства этого ископаемого, кроме лечебных (нефть тогда продавалась в аптеках и использовалась для лечения широкого спектра заболеваний). Силлиман заказ выполнил, однако консорциум акул бизнеса оплачивать работу не спешил. Учёному пришлось пригрозить опубликовать результаты исследований в прессе, и только после этого он получил требуемую сумму. Она составляла 526 долларов 8 центов. А «предприниматели» не ловчили — у них действительно не было таких денег, пришлось одалживать.

Бен Силлиман не отдавал результаты своих исследований задаром 

5. Топливо в первых керосиновых лампах не имело никакого отношения к нефти — керосин тогда получали из угля. Лишь во второй половине XIX века, после уже упомянутых исследований Б. Силлимана, керосин начали получать из нефти. Именно переход на нефтяной керосин подстегнул взрывной спрос на нефть.

6. Изначально перегонку нефти производили для того, чтобы получить керосин и смазочные масла. Более лёгкие фракции (то есть, в первую очередь, бензин) представляли собой побочные продукты переработки. Лишь к началу XX века, с распространением автомобилей, бензин стал товарным продуктом. А ещё в 1890-х годах в США его можно было купить по цене 0,5 цента за литр.

7. Нефть в Сибири была открыта Михаилом Сидоровым ещё в 1867 году, однако трудные климатические и горно-геологические условия в то время делали добычу «чёрного золота» на севере нерентабельной. Сидоров, заработавший миллионы на добыче золота, разорился и пополнил мартиролог нефтедобытчиков.

Михаил Сидоров 

8. Первая массовая добыча нефти в США началась в деревушке Тайтусвиль, штат Пенсильвания. Люди реагировали на обнаружение относительного нового полезного ископаемого как на обнаружение золота. За пару дней в 1859 году население Тайтусвиля увеличилось в несколько раз, а бочки из-под виски, в которые сливали добытую нефти, покупали в несколько раз дороже, чем стоил аналогичный объём нефти. Тогда же нефтедобытчики получили первый урок техники безопасности. «Склад» полковника Э. Л. Дрейка (автора знаменитой фразы о том, что главным судьёй является его шестизарядный кольт), рабочие которого первыми обнаружили нефть, сгорел от огня обыкновенной керосиновой лампы. Нефть на складе хранилась даже в кастрюлях…

Полковник Дрейк, несмотря на свои заслуги, умер в нищете 

9. Колебания цен на нефть отнюдь не изобретение ХХ века. Сразу после открытия первой фонтанирующей скважины в Пенсильвании, дававшей 3 000 баррелей в сутки, цена упала с 10 долларов до 10 центов, а потом выросла до 7,3 доллара за баррель. И всё это в течение полутора лет.

10. В Пенсильвании, неподалёку от знаменитого Тайтусвиля, находится городок, историю которого не очень любят афишировать. Называется он Питхоул. В 1865 году в его окрестностях добыли нефть, дело было в январе. В июле один из жителей Питхоула, год назад безуспешно пытавшийся получить в банке кредит на 500 долларов под залог земли и фермы, продал эту ферму за 1,3 миллиона долларов, а через пару месяцев новый владелец перепродал её за 2 миллиона. В городе появились банки, телеграфные станции, отели, газета, пансионы. Но скважины иссякли, и в январе 1866 года Питхоул вернулся в привычное состояние глухой провинциальной дыры.

11. На заре нефтедобычи Джон Рокфеллер, владевший солидным по тем временам (половину доли он купил за 72 500 долларов) нефтяным бизнесом, как-то остался без привычных булочек. Оказалось, что немецкий булочник, у которого семья покупала булки много лет, решил, что нефтяной бизнес перспективнее, продал булочную и основал нефтяную компанию. Рокфеллер рассказывал, что ему с партнёрами пришлось выкупить у немца нефтяную компанию и убедить его вернуться к привычной профессии. Зная методы Рокфеллера в бизнесе, можно с большой долей вероятности утверждать, что за свою компанию немец не получил ни копейки — Рокфеллеры всегда умели убеждать.

Джон Рокфеллер смотрит на объектив фотоаппарата как на объект для возможного поглощения

12. На мысль поискать в Саудовской Аравии нефть тогдашнего короля этой страны Ибн Сауда натолкнул Джек Филби — отец всемирно известного разведчика. По сравнению с папашей Ким был образцом джентльмена. Джек Филби постоянно критиковал британские власти, даже находясь на государственной службе. А уж уволившись, Джек и вовсе пустился во все тяжкие. Он переехал в Саудовскую Аравию и даже принял ислам. Став личным другом короля Ибн Сауда, Филби-старший проводил с ним много времени в поездках по стране. Двумя главными проблемами Саудовской Аравии в 1920-х годах были деньги и вода. Ни того, ни другого катастрофически не хватало. И Филби предложил вместо воды искать нефть — если она найдётся, обе главные проблемы королевства будут решены.

Ибн Сауд 

13. Нефтепереработка и нефтехимия — это две совершенно разные отрасли промышленности. Нефтепереработчики разделяют нефть на различные фракции, а нефтехимики получают их нефти внешне далёкие от неё вещества, такие, как синтетические ткани или минеральные удобрения.

14. Предвидя возможный прорыв гитлеровских войск в Закавказье и сопутствующую ему нехватку нефти, в Советском Союзе под руководством Лаврентия Берия придумали и реализовали оригинальную схему транспортировки нефти. Добытую в районе Баку горючую жидкость грузили в железнодорожные цистерны, которые потом сбрасывали в Каспийское море. Затем цистерны связывали и буксировали в Астрахань. Там их снова ставили на вагонные тележки и везли далее на север. А хранили нефть просто в соответствующим образом подготовленных оврагах, по краям которых устраивали плотины.

Гидропоезд?

15. Поток откровенной лжи и словесной эквилибристики, извергавшийся с экранов телевизоров и газетных страниц во время нефтяного кризиса в 1973 году был для американских и европейских обывателей мощной гипнотической атакой. Ведущие «независимые» экономические издания лили в уши согражданам чушь в духе «арабским нефтедобывающим странам нужно качать нефть всего 8 минут, чтобы купить Эйфелеву башню со всем персоналом и управляющей компанией». То, что годовой доход всех 8 арабских стран, добывающих нефть, лишь немного превышал 4% американского ВВП, оставалось за кадром.

«Твой бензин украли арабы, браток» 

16. Первая нефтяная биржа открылась в 1871 году в Тайтусвиле. Торговали тремя видами контрактов: «спот» (немедленная поставка), 10-дневная поставка и знакомый всем нам «фьючерс», на котором делали состояния и разорялись, не видя нефти и в глаза.

17. Великий химик Дмитрий Менделеев предвидел господство нефти в промышленности. Дмитрий Иванович изобрёл аппарат для непрерывной перегонки нефти и приборы для получения мазута и масел задолго до того, как они стали актуальными.

Дмитрий Менделеев справедливо считал, что использовать нефть только в качестве топлива недопустимо

18. В странах Западной Европы и США рассказы о «бензиновом кризисе» 1973 — 1974 годов будут слушать даже праправнуки людей, загонявших свои автомобили на стоянки возле заправок. Нехорошие арабы резко подняли цену на нефть с 5,6 до 11,25 доллара за баррель. В результате этих вероломных действий прапрадедущкин галлон бензина подорожал вчетверо. При этом доллар подешевел примерно на 15%, что смягчало поглощало инфляционный удар.

Бензиновый кризис. Хиппи устраивают пикники на пустых автострадах

19. История начала добычи нефти в Иране сейчас описывается как слезоточивая мелодрама. Золотопромышленник Уильям Д’Арси на старости лет (51 год и около 7 миллионов фунтов в загашнике) отправляется в Иран в поисках нефти. Шах Ирана и его министры за 20 000 фунтов и мифические обещания 10% нефти и 16% прибыли компании, которая найдёт нефть, отдают в разработку 4/5 территории Ирана. Выписанный Д’Арси и компанией инженер тратит все деньги, но нефти (разумеется!) не находит, и получает приказ ехать в Англию. Инженер (его звали Рейнолдс) приказ не выполнил, и продолжал разведку. Тут-то всё и завертелось… Рейнолдс нашёл нефть, Д’Арси и акционеры деньги, шах оставил при себе 20 000 фунтов, а иранский бюджет, с которым упоенно торговался Д’Арси (основатель»British Petroleum») не увидел и жалких оговорённых процентов.

Уильям Д’Арси в поисках нефти не мог угомониться и в преклонном возрасте

20. Хорошей иллюстрацией нравов, царящих в нефтяной верхушке, является смерть Энрико Маттеи. Этот итальянец после Второй мировой войны был назначен директором государственной энергетической компании AGIP. Предполагалось подлатать разрушенное войной хозяйство, а затем продать компанию. За небольшой срок Маттеи успел реанимировать и расширить компанию, найдя небольшие месторождения нефти и газа на территории Италии. Позже на базе AGIP был сформирован ещё более мощный энергетический концерн ENI, фактически контролировавший львиную долю итальянской экономики. Пока Маттеи возился на Апеннинском полуострове, на его могущество смотрели сквозь пальцы. Но когда итальянская компания начала заключать самостоятельные сделки о поставке нефти из СССР и других социалистических стран, самодеятельность быстро пресекли. Самолёт с Маттеи на борту разбился. Сначала был вынесен вердикт о технической неисправности или ошибке пилота, но повторное расследование показало, что самолёт был взорван. Виновные установлены не были.

Энрике Маттеи попытался влезть не на свою поляну и был жестоко наказан. Последователей не нашлось 

x
Голосуй звездами!
ПлохоТак себеНормальноХорошоОтлично! (1 голосов, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
А что ты думаешь об этом? Комментируй!

Ваш e-mail не будет опубликован.