20 фактов о мультфильмах: история, технологии, создатели

Технологиям производства и воспроизведения анимационных фильмов меньше 150 лет, однако за этот короткий по историческим меркам срок они совершили гигантский скачок в развитии. Показ нескольких тусклых картинок десятку избранных персон уступил место большим залам с огромным экраном и прекрасной акустикой. Мультипликационные персонажи зачастую выглядят лучше, чем их «живые» аналоги. Иной раз создаётся впечатление, что анимация пока не заменила кино исключительно из жалости к киноиндустрии или в силу негласной договорённости — не выбрасывать же тысячи коллег на улицу только потому, что их можно качественно нарисовать.

Мультипликация превратилась в мощную отрасль с миллиардными оборотами. Никого уже не удивляет, что выручка полнометражных мультфильмов превышает доход от многих художественных лент. И в то же время для многих просмотр мультипликационного фильма — это возможность на короткое время вернуться в детство, когда деревья были большими, краски яркими, всё мировое зло представлял один сказочный персонаж, а создатели мультфильмов казались настоящими волшебниками.

1. Если не вникать в суть вопроса¸ легко можно посчитать анимационное кино младшим братом «большого», «серьёзного» кинематографа. Не могут же, в самом деле, все эти забавные зверушки и человечки быть прародителями серьёзных мужчин и женщин, иной раз проживающих в течение полутора экранных часов целую жизнь. На самом же деле рассказы о шокирующем воздействии киноленты братьев Люмьер о приходе поезда на первых зрителей изрядно преувеличены. Технологии показа разного рода движущихся картинок, пусть и несовершенные, существовали уже с 1820-х годов. И не просто существовали, а использовались в коммерческих целях. В частности, издавались целые наборы из шести дисков, объединённых одним сюжетом. Ввиду тогдашней юридической незрелости общества предприимчивые люди покупали фенакистископы (так назывались аппараты, состоявшие из лампы накаливания и часовой пружины, вращавшей диск с рисунками) и, не задумываясь о проблемах авторских прав, организовывали платные публичные просмотры новинок с завораживающими названиями вроде «Фантаскопическая пантомима» или «Чудесный диск».

До кино ещё было очень далеко…

2. Неопределённость с точной датой появления анимационного кино привела к некоторому разнобою в установлении даты профессионального праздника мультипликаторов. С 2002 года его отмечают 28 октября. В этот день в 1892 году Эмиль Рейно впервые показал на публике свои движущиеся картинки. Однако многие, в том числе и российские, кинематографисты, считают, что датой появления анимации нужно считать 30 августа 1877 года, когда Рейно запатентовал свою коробку из-под печенья, оклеенную рисунками.

Эмиль Рейно работал над своим аппаратом почти 30 лет

3. Известный российский балетмейстер Александр Ширяев считается основоположником кукольных мультфильмов. Действительно, он оборудовал в своём доме мини-копию балетного театра и сумел очень точно воспроизвести несколько балетных постановок. Точность съёмки была настолько высокой (а дело происходило в первые годы ХХ века), что впоследствии режиссёры использовали их для воспроизведения спектаклей. Ширяев изобрёл свою технику вовсе не от хорошей жизни. Дирекция императорских театров запретила ему снимать балеты вживую, да и кинематографическая техника тех лет оставляла желать лучшего — Ширяев пользовался 17,5 мм кинокамерой «Biocam». Съёмка кукол в сочетании с рисованными кадрами помогала ему добиться нужной плавности движений.

Александр Ширяев сумел добиться реальности изображения минимальными средствами

4. Практически параллельно с Ширяевым схожую технику мультипликации разработал другой подданный Российской империи — Владислав Старевич. Ещё в гимназии Старевич занимался насекомыми, причём он делал не только их чучела, но и модели. Закончив школу, он стал смотрителем музея, причём подарил своему новому месту работы два альбома отличных фотографий. Их качество было настолько высоким, что директор музея подарил новому сотруднику кинокамеру, предложив заняться тогдашней новинкой — кино. Старевич загорелся идеей снимать документальные сюжеты о насекомых, однако сразу столкнулся с неразрешимой проблемой — при необходимом для полноценной съёмки освещении насекомые впадали в оцепенение. Старевич не сдался и стал снимать чучела, искусно перемещая их. В 1912 году он выпустил фильм «Прекрасная Люсинда, или война усачей с рогачами». Фильм, в котором насекомые выступали героями рыцарских романов, произвёл фурор во всём мире. Главной причиной восхищения был вопрос: как автору удалось заставить живых «актёров» работать в кадре?

Старевич и его актёры

5. Самым кассовым мультфильмом за историю жанра является экранизация сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Мультфильм под названием «Холодное сердце» был выпущен в 2013 году. Его бюджет составил 150 миллионов долларов, а сборы превысили 1, 276 млрд. долларов. Более миллиарда долларов собрали ещё 6 мультфильмов, причём все они выпущены в 2010 году и позже. Впрочем, кассовый рейтинг мультфильмов носит весьма условный характер и скорее отображает рост цен на билеты в кинотеатры, чем популярность мультфильма. К примеру, 100-е место в рейтинге занимает картина «Бэмби», с 1942 года собравшая более 267 миллионов долларов. Билет в кинотеатр на вечерний сеанс в выходной тогда стоил 20 центов. Сейчас же посещение сеанса обойдётся в Соединённых Штатах минимум в 100 раз дороже.

6. Несмотря на то, что в историю мультипликации вошли десятки людей, сделавших важные изобретения, главным революционером в мировой мультипликации следую считать Уолта Диснея. Перечислять его разработки можно очень долго, но важнейшим достижением великого американского мультипликатора стала постановка производства анимационных картин на фактически промышленную основу. Именно при Диснее съёмки мультфильмов стали работой крупного коллектива, перестав быть поделками энтузиастов, выполняющих всё собственноручно. Благодаря разделению труда у творческого коллектива появилось время на разработку и внедрение новых решений. А масштабное финансирование анимационных проектов сделало мультфильмы конкурентами художественных кинокартин.

Уолт Дисней со своим главным персонажем

7. Отношения Уолта Диснея со своими сотрудниками никогда не были идеальными. От него уходили, неоднократно практически в открытую похищали наработки и т. п. Сам Дисней также был не чужд грубости и заносчивости. С одной стороны все сотрудники называли его не иначе, как «Уолт». Вместе с этим подчиненные вставляли шефу палки в колёса при первой возможности. Однажды он приказал украсить стены офисной столовой изображениями персонажей мультфильмов. Коллектив воспротивился — не всякому понравится, когда работа присматривает за тобой ещё и в столовой. Дисней всё равно приказал сделать по своему, и получил в ответ бойкот — с ним общались только в случае крайне служебной необходимости. Рисунки пришлось закрасить, но Дисней отомстил. В большом зале «Диснейуорлда» во Флориде, там, где находятся движущиеся фигуры известных личностей, он поместил на середину стола отделенную от туловища голову президента Линкольна. Причём эта голова заорала на входящих в зал сотрудников, приветствуя их. Благо, всё обошлось несколькими обмороками.

8. В Москве с 2006 года работает Музей анимации. Несмотря на молодость музея, его сотрудникам удалось собрать значительную коллекцию экспонатов, рассказывающую как об истории мировой мультипликации, так и о современных мультфильмах. В частности, в Зале истории анимации есть предтечи современной мультипликации: волшебный фонарь, праксиноскоп, зоотроп и т. п. Здесь же демонстрируется «Бедный Пьеро» — один из первых мультфильмов в мире, снятый французом Эмилем Рейно. Сотрудники музея проводят разнообразные развлекательно-познавательные экскурсии. В их ходе дети могут не только ознакомиться с процессом создания мультфильмов, но и поучаствовать в их съёмке.

9. Российский режиссёр и художник-мультипликатор Юрий Норштейн является обладателем двух уникальных наград. В 1984 году его мультфильм «Сказка сказок» был признан лучшим анимационным фильмом всех времён и народов по опросу Американской академии киноискусства (эта организация присуждает знаменитую премию «Оскар»). В 2003 году аналогичный опрос кинокритиков и режиссёров выиграл мультфильм Норштейна «Ёжик в тумане». Скорее всего, не имеет прецедентов и ещё одно достижение режиссёра: с 1981 года до сих пор он работает над мультипликационным фильмом по повести Николая Гоголя «Шинель».

10. Волк в известном мультфильме Эдуарда Назарова «Жил-был пёс» своими повадками напоминает Горбатого — персонажа Армена Джигарханяна из популярного телефильма «Место встречи изменить нельзя». Сходство вовсе не случайно. Уже в процессе озвучивания режиссёр обратил внимание, что довольно мягкому образу Волка голос Джигарханяна не подходит. Поэтому почти все сцены с Волком были переделаны так, чтобы придать ему некий бандитский колорит. Застольная украинская песня, звучащая в мультфильме, не записывалась специально — её передали режиссёру из Музея этнографии в Киеве, это аутентичное исполнение народной песни. В американской версии мультфильма Волка озвучивал суперзвезда кантри Крис Кристофферсон. В Норвегии в роли Волка выступил лауреат Евровидения Александр Рыбак, а его партнёром в роли Пса был вокалист «A-Ha» Мортен Харкет. «Индийского» Пса озвучивал звезда «Танцора диско» Митхун Чакраборти.

11. Музыкальный редактор мультипликационного сериала «Ну, погоди!» Геннадий Крылов проявлял недюжинную музыкальную эрудицию. Помимо известных песен в исполнении популярных советских исполнителей от Владимира Высоцкого до Муслима Магомаева, приключения Волка и Зайца сопровождают композиции ныне совсем неизвестных исполнителей. К примеру, в различных сериях звучат песни и мелодии в исполнении венгра Тамаша Деяка, польки Халины Куницкой, оркестра Национальной народной армии ГДР, немца Гвидо Масальски, ансамбля Хази Остервальда или танцевального оркестра венгерского радио. С 8-й серии музыкой к мультфильму занимался Геннадий Гладков, однако канва осталась неизменной: хиты перемежались практически неизвестными мелодиями.

12. Крупнейшая советская мультипликационная студия «Союзмультфильм» была создана в 1936 году под очевидным влиянием успехов крупных американских анимационных компаний. Практически сразу на студии был освоен процесс цеховой прорисовки, позволявший резко ускорить выпуск продукции. Однако довольно быстро в высшем руководстве страны (а открылась студия по личному указанию И. В. Сталина) поняли, что американские объёмы Советскому Союзу не потянуть, да они и не нужны. Поэтому был сделан упор на качество выпускаемых мультфильмов. Кадры решали всё и здесь: уже состоявшимся мастерам вменили в обязанность готовить молодёжь на специальных курсах. Постепенно кадровый задел начал сказываться, и 1970 — 1980-е годы стали периодом расцвета «Союзмультфильма». Несмотря на серьёзное материальное отставание, советские режиссёры снимали фильмы, не уступавшие, а иногда и превосходившие мировые образцы. Причём касалось это как простой серийной продукции, так и мультфильмов, предлагавших новаторские решения.

13. Ввиду особенностей советского кинопроката составить рейтинг советских мультфильмов по числу посмотревших мультфильм зрителей не представляется возможным. Если по художественным фильмам существуют довольно объективные данные, то мультфильмы в кинотеатрах демонстрировались в лучшем случае в сборниках или в качестве предваряющего фильм сюжета. Основная аудитория мультфильмов смотрела их по телевидению, рейтинг передач которого советские власти интересовал в последнюю очередь. Поэтому единственной приближённо объективной оценкой советского мультфильма может быть рейтинг авторитетных кинопорталов. Что характерно: оценки порталов «Internet Movie Database» и «Кинопоиск» иногда различаются на десятые доли балла, но первая десятка мультфильмов совпадает. Это «Жил-был пёс», «Ну, погоди!», «Трое из Простоквашино», «Винни Пух», «Малыш и Карлсон», «Бременские музыканты», «Крокодил Гена», «Возвращение блудного попугая», «Снежная королева» и «Приключения кота Леопольда».

14. В новейшей истории российской мультипликации уже есть страницы, которыми можно гордиться. Картина «Три богатыря на дальних берегах», вышедшая в прокат в 2012 году, собрала 31,5 миллиона долларов, что поставило её на общее 12 место в российском рейтинге самых кассовых мультиков. В Топ-50 вошли также: «Иван царевич и серый волк» (2011, 20-е место, 24,8 млн. долл.), «Три богатыря: ход конём» (2014, 30, 19,4 млн. долл.), «Иван Царевич и серый волк 2» (2014, 32, 19,3 млн. долл.), «Три богатыря и шамаханская царица» (2010, 33, 19 млн. долл.), «Три богатыря и принцесса Египта» (2017, 49, 14,4 млн. долл.) и «Три богатыря и морской царь» (2016, 50, 14 млн. долл.).

15. Одна из частей российского мультипликационного сериала «Маша и медведь» в 2018 году стала самым популярным немузыкальным видео, размещённом на видеохостинге YouTube. Серию «Маша и каша», загруженную на сервис 31 января 2012 года, на начало апреля 2019 года посмотрели 3,53 миллиарда раз. Всего же видео с канала «Маша и медведь» набрали более 5,82 миллиарда просмотров.

16. С 1932 года вручается специальная премия Американской киноакадемии «Оскар» за лучший короткометражный мультипликационный (в 1975 году название сменили на «анимационный») фильм. Безоговорочным лидером ещё долгие годы будет оставаться Уолт Дисней. Снятые им мультфильмы 39 раз номинировались на «Оскар» и одержали 12 побед. У ближайшего преследователя Ника Парка, снявшего мультфильмы «Уоллес и Громит» и «Барашек Шон», всего 3 победы.

17. В 2002 года свою номинацию на «Оскар» получили и полнометражные мультфильмы. Первым победителем был уже легендарный «Шрек». Чаще всего «Оскар» за полный анимационный метр доставался продукции компании «Pixar» — 10 номинаций и 9 побед.

18. Все крупные национальные мультипликационные школы имеют свои особенности, однако после появления компьютерных технологий анимация начала становиться довольно однотипной. Глобализация не коснулась лишь аниме — японских национальных мультфильмов. Дело вовсе не в огромных глазах и кукольных лицах персонажей. Аниме за 100 лет существования стало органичным пластом своеобразной японской культуры. Изначально мультфильмы, которые снимали в Стране восходящего солнца, были нацелены на немного более взрослую аудиторию во всём мире. В сюжеты вкладывались смыслы, поведенческие стереотипы, исторические и культурные отсылки, понятные только японцам. Характерными чертами аниме являются также популярные песни, исполняемые в начале и в конце мультфильма, более качественное озвучивание, нацеленность на довольно узкую, по сравнению с западными мультфильмами, аудиторию, и обильный продакт-плейсмент — доход студий аниме во многом состоит от продаж сопутствующих товаров.

19. До появления компьютерной графики работа художников-мультипликаторов была очень кропотливой и медленной. Шутка ли, для того, чтобы снять минуту мультфильма, нужно было подготовить и снять 1 440 изображений. Поэтому ляпы в относительно старых мультфильмах вовсе не редкость. Однако количество кадров одновременно и мешает зрителям заметить неточность или несуразность — изображение меняется быстрее, чем в кино. Мультипликационные ляпы замечают только самые дотошные зрители. Например, в мультфильмах «Ну, погоди!» и «Каникулы в Простоквашино» постоянно что-то происходит с дверями. Он меняют свой внешний вид, месторасположение и даже сторону, в которую открываются. В 6-й серии «Ну, погоди!» Волк гонится за Зайцем по ходу поезда, а вышибает дверь вагона и вылетает сам в противоположную сторону. В мультфильме «Винни Пух» вообще изображён паранормальный мир. В нём деревья отращивают ветки специально, чтобы хорошенько отколошматить летящего вниз медведя (при подъёме ствол был без ветвей), свиньи умеют телепортироваться в случае опасности, а ослы тоскуют настолько сильно, что уничтожают всю растительность около пруда, не прикасаясь к ней.

Бюст мамы дяди Фёдора — наиболее часто замечаемый ляп в мультфильмах

20. В 1988 году на американском канале «Fox Broadcasting Network» началась трансляция мультипликационного сериала «Симпсоны». Ситуационная комедия о жизни провинциального американского семейства и его соседей выходит на экраны вот уже 30 сезонов. За это время зрители увидели более 600 серий. Сериал получил по 27 наград «Энни» и «Эмми» как лучший телевизионный фильм и десятки других наград по всему миру. У сериала есть собственная звезда на Аллее славы в Голливуде. В «Симпсонах» шутят практически над всем, чем угодно, и пародируют всё, что хотят. Это неоднократно вызывало критику в адрес создателей, однако до запретов или более серьёзных мер дело пока не доходило. Сериал трижды включён в Книгу рекордов Гиннеса: как самый продолжительный сериал, как сериал с наибольшим количеством главных героев (151), и как сериал с наибольшим количество приглашённых звёзд.

Рекордсмены

Comments

  1. Вам не приходил в голову вопрос: почему все куры и петухи в мультфильме носят бусы или шейные платки? Оказывается, у фигурок птиц были пластилиновые головы и крылья, которые крепились к силиконовому туловищу, покрытому латексом. Поэтому создатели решили прикрыть места состыковки деталей яркими уркашениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.