22 факта из жизни и творческой деятельности Константина Ушинского

Жизнь Константина Ушинского (1823 – 1871) показывает, что даже в самых неблагоприятных условиях упорный созидательный труд может приводить к позитивным переменам. Когда подавляющее большинство российской образованной публики желала изменений всего и сразу и устраивала то заговоры, то восстания, то террор, Ушинский работал. Ему приходилось несладко – и с работы увольняли, и нового места не давали, но Константин Дмитриевич не сдавался. Не хотели принимать на приличное место – устраивался на мелкую должность и продолжал работать над трудами по педагогике. Ему не мешали ни проблемы с финансами, ни пошатнувшееся здоровье.

И результат был, как говорится, налицо. В России появилась собственная педагогика – до Ушинского детей, конечно, учили, но бессистемно и без всякого личностного подхода. Константин Дмитриевича разбудил интерес к педагогике во всём российском обществе. Буквально за несколько десятилетий подход к процессу обучения начал изменяться. В школе, конечно, осталось место и телесным наказаниям, и зубрёжке, и учительскому произволу, однако Ушинский и его последователи показали, что школа для детей может не быть юдолью беспросветного ужаса.

1. В семейной жизни Ушинскому можно только завидовать, если бы не ранняя смерть матери (она умерла, когда Косте было 12 лет). Он родился в дворянской семье. Отставной военный Дмитрий Григорьевич Ушинский и его супруга Любовь Степановна души не чаяли друг в друге. Они были очень стеснены в средствах (30 крепостных, 100 десятин земли и небольшая пенсия Дмитрия Григорьевича), но вели хозяйство так, что не чувствовалось ни малейшего стеснения. Более того, собранной семьёй библиотеке завидовал весь уезд. Второй брак отца Ушинского также был удачным. Сестра генерала Гербеля, занимавшего высокие посты в оборонной промышленности, обеспечивала супругу, ставшему судьёй, семейный тыл и хорошо относилась к пасынку. Сам Константин Дмитриевич женился в возрасте 28 лет на женщине, с которой был знаком с детства. В браке с Надеждой Семёновной Дорошенко у них родилось 6 детей. 

2. Костя Ушинский учился в Новгород-Северской гимназии. Тогдашняя Малороссия в целом и система образования в ней в частности характеризовалась более свободными нравами. За пределами учебного заведения гимназисты не стеснялись ничем, кроме родительских наставлений. Сам Константин Дмитриевич впоследствии признавал, что потакание небольшим детским слабостям парадоксальным образом вело к общему улучшению дисциплины. Гимназисты твёрдо усваивали пределы доступных шалостей и серьёзных проступков практически не допускали.

3. Косте Ушинскому приходилось ходить в гимназию пешком. Дорога в один конец занимала больше часа, однако в гимназии мальчику нравилось – одноклассники, которые были старше, оценили знания и характер мальчика. Правда, если из-за непогоды Ушинскому приходилось оставаться в городе, он очень скучал по родному поместью. 

4. Ушинский, уже будучи известным педагогом, с большой теплотой отзывался о директоре своей гимназии Илье Фёдоровиче Тимковском. Старичок-директор не блистал общей эрудицией, но настойчиво стремился привить воспитанникам стремление к получению новых знаний. Общаясь с выпускниками других учебных заведений, Ушинский поражался тому, что даже считавшиеся лучшими учебные заведения не оставляли следа ни в умах, ни в сердцах детей.

5. Учёба в гимназии сначала давалась Ушинскому легко. На подготовку домашних заданий у него уходило очень мало времени. Досуг он заполнял чтением, причём предпочтение отдавал книгам по истории. Кроме того он самостоятельно выучил немецкий язык. Однако лёгкость обучения была обманчивой – он провалил выпускные экзамены и не получил аттестата об её окончании. Благо, тогда можно было сдавать вступительные экзамены в университет без наличия документа о среднем образовании.

6. В 1840 году Ушинский поступил в Московский университет и с головой окунулся в студенческую жизнь. С лёгкой руки Виссариона Белинского в трактире “Великобритания” образовался кружок или клуб студентов. Константин выделялся в нём самостоятельностью мысли. В те годы в России преклонялись перед Наполеоном Бонапартом и Вольтером, а Ушинский с лёгкостью указывал на слабые места или промахи кумиров тогдашнего образованного класса.

7. Педагогическая деятельность Ушинского началась во время учёбы в университете. Как и всем студентам, ему не хватало денег, присылаемых родителями. А тут ещё Константин пристрастился к театру. Пришлось подрабатывать частными уроками.

8. Студент Ушинский восхищался игрой выдающихся актёров Павла Молчанова и Михаила Щепкина, однако считал, что пьесы, в которых те вынуждены играть, не достойны их мастерства. Константин написал пьесу и собственноручно представил её Молчанову. О реакции актёра на своё произведение Ушинский позже рассказывал в лицах, неизменно вызывая восторг и хохот публики. Пьесу он, конечно же, не сохранил.

9. Камералистика – так называлась специальность Ушинского, учившегося на юридическом факультете. В XIX веке это была, если говорить обобщённо, наука об управлении государственной собственностью. В России (а когда бывало иначе?) господствовала европейская точка зрения – собственность или должна приносить прибыль, или от неё следует избавиться. Ушинский же, получив назначение в Демидовский лицей в Ярославле, уже в первой программной лекции оспорил этот тезис. По его мнению, камеральные науки должны заниматься не поисками способов извлечения прибыли из государственного имущества, а изучать способы улучшить благосостояние населения. Смелая лекция сделала Ушинским популярным.

10. 1848 год стал переломным не только для общественной мысли в России, но и в жизни К. Д. Ушинского. После череды революций в Европе российские власти закрутили гайки до предела. В частности, от преподавателей высшей школы потребовали готовить тексты лекций и утверждать их у руководства. Ушинский счёл это неприемлемым и уволился из Демидовского лицея.

11. После столь громкого поступка Ушинский не смог получить даже место уездного учителя. Нет худа без добра – Константин Дмитриевич получил место в Министерстве внутренних дел. Служба в Департаменте иностранных вероисповеданий была необременительной – у Ушинского было время для изучения английского языка и написания статей в журналы.

12. Профессиональную педагогическую карьеру Ушинский начал в Гатчинском сиротском институте. По протекции своего бывшего начальника в Демидовском лицее Константина Дмитриевича приняли в это довольно привилегированное заведение преподавателем законоведения и словесности.

13. Переворот в педагогических воззрениях Ушинского произвели несколько номеров американского журнала “Athenaeum”, присланные ему на перевод. Ушинский, по его собственным словам, ознакомившись с материалами журнала, не спал несколько ночей.

14. Свою педагогическую доктрину Ушинский изложил в трёх программных статьях – “О пользе педагогической литературы”, “О народности в общественном воспитании” и “Три элемента школы” – изданных в 1857 – 1858 годах.

15. В 1859 году К. Д. Ушинский был назначен инспектором (директором) Смольного института, который тогда был помесью закрытого пансиона (воспитанниц не отпускали даже на каникулы) со средней школой. Это формальное повышение на самом деле было ссылкой – Смольный институт был закостенелым учебным заведением, никак не отвечавшим духу времени даже по меркам правительства. Реформировать его не удавалось из-за косности педагогического коллектива, будто застрявшего в XVI веке. Ушинский сократил срок обучения девушек с 9 до 7 лет. Кроме того, он исключил из учебного плана риторику и пиитику, заменив их курсами литературы и истории отечественной литературы. По-другому стали преподавать математику, географию и историю. 

16. Работая вместе с Н. А. Вышнеградским, Ушинский разработал концепцию женских гимназий, на четверть столетия опередив в этом передовые европейские страны.

17. В своей небольшой квартире на окраине Петербурга Ушинский регулярно проводил “Педагогические четверги” – собрания, на которых учителя со всего Петербурга обменивались опытом.

18. Книга “Детский мир”, изданная Константином Дмитриевичем в 1861 году стала бестселлером. После того, как первый тираж в 3 600 экземпляров разошёлся в мгновение ока, в течение года допечатывали ещё два тиража. “Детский мир” был настольной книгой во многих учебных заведениях. С выходом книги слава и популярность Ушинского достигли апогея.

19. Реформы Ушинского не могли понравиться касте бюрократов от педагогики. На Ушинского написали донос, в котором ему инкриминировали мыслимые и немыслимые прегрешения. И хотя его всячески поддерживала даже императорская семья, Константин Дмитриевич после трёх лет работы был вынужден уволиться из Смольного. Отставку оформили как командировку за границу для изучения опыта с сохранением денежного содержания. Такие командировки в те времена означали возможность развеяться за казённый счёт, однако Ушинский в течение пяти лет действительно изучал педагогический опыт и изучал положение женщин в зарубежных странах. В Германии он познакомился и подружился с выдающимся врачом Николаем Пироговым.

20. Итогом изучения Ушинским педагогики стал двухтомник “Человек как предмет воспитания”, издание которого было завершено в 1869 году.

21. Ещё во время работы в Смольном институте К. Д. Ушинский заболел чахоткой. В Европе заболевание обострилось, вынудив его переехать в Крым. Болезнь вроде бы отступила, но после трагической смерти сына обострилась вновь. По дороге в Крым Константин Дмитриевич подхватил воспаление лёгких, от которого скончался. Похоронен выдающийся педагог в Киеве.

22. Значение К. Д. Ушинского для русской педагогики лучше всего характеризуют посмертные издания его произведений. За 10 лет после смерти труд “Человек как предмет воспитания” был переиздан 10 раз. “Детский мир” был за 30 лет переиздан 30 раз, а “Родное слово” до конца XIX века переиздавали более 100 раз.

А что ты думаешь об этом? Комментируй!

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.