Григорий Ефимович Распутин (1869 — 1916) и при жизни был личностью парадоксальной и после смерти продолжает ею оставаться, несмотря на десятки книг и статей, опубликованных о нём за столетие, прошедшие со дня гибели. Примерно до конца ХХ века ввиду недостатка фактических материалов литература о Распутине рисовала его либо развратным демоном, погубившим Россию, либо святым невинно убиенным страстотерпцем. Зависело это частью от личности автора, частью от социального заказа.
Более поздние произведения ясности особо не добавляют. Их авторы частенько скатываются в полемику, не жалея оппонентов. Да ещё за разработку темы взялись такие одиозные писатели, как Э. Радзинский. Выяснение истины им нужно в последнюю очередь, главное — эпатаж, или, как сейчас модно говорить, хайп. А уж поводов для эпатажа жизнь Распутина и слухи о нём дали с избытком.
Авторы более или менее объективных исследований почти поголовно признаются в том, что, несмотря на глубину исследований, постичь феномен Распутина им не далось. То есть факты собраны и проанализированы, но выяснить породившие их причины не получается. Возможно, в будущем исследователям повезёт больше. Возможно и другое: правы те, кто считает, что миф о Распутине создали российские оппозиционеры всего политического спектра. Распутин оказался идеальной фигурой для косвенной, но острой и грязной критики царского семейства и всей российской власти. Ведь он совратил царицу, через неё назначает министров и руководит военными действиями и т. п. Революционеры всех мастей учли, что прямая критика царя для крестьянской России неприемлема, и прибегли к другому приёму.
1. Когда Гриша был ещё маленьким, он раскрыл акт конокрадства. Услышав разговор отца с односельчанами о неудачных поисках лошади одного из бедняков, мальчик вошёл в комнату и прямо указал на одного из присутствующих. После слежки за подозреваемым лошадь обнаружили на его дворе, а Распутин приобрёл славу ясновидящего.
2. После женитьбы в 18-летнем возрасте Распутин вёл не самый достойный образ жизни — не чурался женского общества, попоек и т. п. Постепенно он начал проникаться религиозным духом, изучил Святое Писание и отправился по святым местам. По пути к одному из мест паломничества Григорий встретил Малюту Соборовского, студента духовной академии. Скуратовский после продолжительных бесед убедил Григория не губить свои способности разгульной жизнью. Встреча оказала большое влияние на дальнейшую жизнь Распутина, а Соборовский попал в Москву, бросил монашеское служение и был убит в пьяной драке на Сухаревке.
3. В течение 10 лет Распутин совершал паломничество по святым местам. Он посетил не только все значимые святыни России, но и побывал в Афоне и Иерусалиме. Путешествовал по суше он исключительно пешком, садился на телегу, только если хозяин приглашал его. Питался милостыней, а в бедных местах отрабатывал хозяевам своё питание. Совершая паломничества, он держал глаза и уши открытыми и убедился в том, что монашество — вещь достаточно показная. Сугубо отрицательное мнение сложилось у Григория и о церковных пастырях. Он был достаточно хорошо подкован в Святом Писании и имел достаточно живой ум для того, чтобы обуздать высокомерие любого архиерея.
4. В свой первый приезд в Санкт-Петербург Распутину пришлось беседовать сразу с пятью епископами одновременно. Все попытки высокопоставленных служителей церкви запутать сибирского крестьянина или поймать его на противоречиях в богословских вопросах оказались тщетными. А Распутин вернулся в Сибирь — скучал по семье.
5. К деньгам Григорий Распутин относился, с одной стороны, как рачительный крестьянин — построил дом для семьи, обеспечивал близких — а с другой стороны, как истинный подвижник. Он держал, как в старину говорилось во Франции, открытый дом, в котором любой мог поесть и найти приют. А внезапный взнос от богатого купца или буржуа мог тут же распределить между находящимися в доме нуждающимися. При этом пачки ассигнаций он брезгливо бросал в ящик стола, а мелочь бедняков удостаивалась пространных выражений благодарности.
6. Свой второй приезд в Петербург Распутин вполне мог оформить как древнеримский триумф. Популярность его доходила до того, что толпы людей ждали от него подарков после воскресных служб. Подарки были простыми и дешёвыми: пряники, кусочки сахара или печенья, платочки, колечки, ленточки, небольшие игрушки и т. п. но существовали целые сборники толкований подарков — не всякий пряник предсказывал «сладкую», счастливую жизнь, и не всякое колечко предвещало замужество.
7. В общении с царской семьёй Распутин вовсе не был исключением. Николай II, его супруга и дочери очень любили принимать всяческих предсказателей, странников, страниц, и юродивых. Поэтому завтраки и обеды с Распутиным вполне можно объяснить стремлением членов царской семьи пообщаться с кем-либо из простого народа.
8. Достаточно противоречива информация об излечении Распутиным знатной жительницы Казани Ольги Лахтиной. Врачи, как российские, так и зарубежные, тщетно лечили её от обессиливавшей неврастении. Распутин прочитал над ней несколько молитв и исцелил физически. После того он прибавил, что слабая душа погубит Лахтину. Женщина настолько фанатично уверовала в чудесные способности Григория, что стала пылко поклоняться ему и умерла в сумасшедшем дома вскоре после смерти кумира. На фоне сегодняшних знаний психологии и психиатрии вполне можно предположить, что и заболевание, и излечение Лахтиной были вызваны причинами психического плана.
9. Распутин делал много предсказаний, большинство из них в очень размытой форме («Ваша Дума долго не проживёт!» — а её избирали на 4 года, и т. п.). А вот издатель и, как он себя именовал, общественный деятель А. В. Филиппов сделал вполне конкретные деньги, издав шесть брошюр предсказаний Распутина. Причём люди, которые, читая брошюры, считали предсказания шарлатанством, мгновенно попадали под обаяние Старца, услышав их из его уст.
10. Главным врагом Распутина с 1911 года был его протеже и друг иеромонах Илиодор (Сергей Труфанов). Илиодор сначала распространял письма членов императорской семьи Распутину, содержание которых как минимум можно оценить как двусмысленное. Затем он издал книгу «Гриша», в которой прямо обвинил императрицу в сожительстве с Распутиным. Илиодор пользовался такой неофициальной поддержкой в кругах высшей бюрократии и знати, что Николай II был поставлен в положение оправдывающегося. С его характером это лишь усугубило положение — в ответ на обвинения он что-то мямлил о личной жизни…
11. Первым о жуткой сексуальности Распутина заговорил настоятель домашней церкви Распутиных в селе Покровском Пётр Остроумов. Когда Григорий в один из своих приездов на Родину предложил пожертвовать тысячи рублей на нужды храма, Остроумов в меру своего понимания решил, что гость издалека хочет занять его хлебное место, начал трезвонить о хлыстовстве Распутина. Остроумов попал, что называется, мимо кассы — хлысты отличались чрезмерным сексуальным воздержанием, а такого рода порывы не могли прельстить тогдашний Петербург. Дело о хлыстовстве Распутина дважды возбуждали, и дважды неуклюже заминали, не найдя доказательств.
12. Строки Дона Аминадо » И даже бедному амуру / Глядеть неловко с потолка / На титулованную дуру, / На бороденку мужика» появились не на пустом месте. В 1910 году Распутин стал завсегдатаем дамских салонов — ещё бы, человек вхож в царские апартаменты.
13. Известная писательница Тэффи описывала свою попытку соблазнить Распутина (конечно же, только по просьбе Василия Розанова) в выражениях, более пристойных гимназистке, чем отъявленной сердцеедке, которой была Тэффи. Розанов дважды усаживал весьма хорошенькую собой Тэффи слева от Распутина, но максимальным достижением писательницы стал автограф Старца. Ну, конечно, и книгу об этом приключении она написала, эта дама своего не упускала.
14. Целительное воздействие Распутина на цесаревича Алексея, страдавшего гемофилией, подтверждают даже самые ярые ненавистники Григория. Врачи царской семьи Сергей Боткин и Сергей Фёдоров минимум дважды констатировали собственное бессилие при кровотечениях у мальчика. Оба раза Распутину хватало молитв, чтобы спасти истекающего кровью Алексея. Профессор Фёдоров прямо писал своему парижскому коллеге, что как врач объяснить этот феномен он не может. Состояние мальчика стабильно улучшалось, но после убийства Распутина Алексей снова стал слабым и крайне болезненным.
15. Распутин крайне отрицательно относился к представительной демократии в виде Государственной Думы. Депутатов он называл болтунами и говорунами. По его мнению, решать должен тот, кто кормит, а не знающие законы профессионалы.
16. Уже оказавшись в эмиграции, подруга последней императрицы Лили Ден на светском рауте попыталась объяснить феномен Распутина на доступном для понимания англичан примере. Прикинув относительные размеры двух стран, она задала риторический, как ей казалось, вопрос: как бы отнеслись жители Туманного Альбиона к человеку, отправившемуся из Лондона в Эдинбург (530 км) пешком (О, женская логика!). Ей тут же сообщили, что по дороге такого паломника казнили бы за бродяжничество, ибо находящийся в своём уме человек или пересечёт остров на поезде, или останется дома. А Распутин преодолел более 4 000 км от родного села до Киева, чтобы попасть в Киево-Печерскую Лавру.
17. Отличной характеристикой состояния русского образованного общества после смерти Распутина служит поведение газет. Добро журналисты, утратившие всякие остатки не только здравого смысла, но и элементарной человеческой порядочности, публиковали из номера в номер под рубрикой «Распутиниада» самые гнусные измышления. Но ведь даже всемирно известный психиатр Владимир Бехтерев, ни разу не общавшийся с Григорием Распутиным, давал интервью о нём в нескольких частях, рассуждая о «половом гипнотизме» зверски убитого человека.
18. Распутин отнюдь не был трезвенником, но пил достаточно умеренно. В 1915 году он якобы устроил непристойный дебош в московском ресторане «Яр». В архивах никаких документов об этом не сохранилось, хотя московское охранное отделение вело наблюдение за Распутиным. Существует только письмо с описанием этого дебоша, направленное летом 1915 года (через 3,5 месяца). Автором письма был начальник отделения полковник Мартынов, а адресовалось оно товарищу министра внутренних дел Джунковскому. Последний известен тем, что помог переправить за границу полный архив Илиодора (Труфанова) и неоднократно организовывал провокации против Распутина.
19. Григория Распутина убили в ночь с 16 на 17 октября 1916 года. Убийство произошло во дворце князей Юсуповым — именно князь Феликс Юсупов был душой заговора. Кроме князя Феликса в убийстве участвовали думский депутат Владимир Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, граф Сумароков-Эльстон, врач Станислав Лазоверт и поручик Сергей Сухотин. Юсупов уже после полуночи привёз Распутина в свой дворец и угостил его отравленными пирожными и вином. Яд не подействовал. Когда Распутин собрался уходить, князь выстрелил ему в спину. Рана оказалась не смертельной, и Распутину, несмотря на несколько ударов кистенём по голове, удалось выскочить из полуподвального этажа на улицу. Тут в него стрелял уже Пуришкевич — три выстрела мимо, четвёртый в голову. Попинав мёртвое тело, убийцы отвезли его от дворца и бросили в прорубь. Фактическое наказание понесли только Дмитрий Павлович (запрет покидать Петроград и затем отправка в войска) и Пуришкевич (бел арестован и освобождён уже при Советской власти).
20. В 1917 году революционные солдаты потребовали от Временного правительства разрешить им разыскать и раскопать могилу Распутина. Ходили слухи о драгоценностях, которые положили в гроб императрица и её дочери. Из сокровищ в гробу оказалась только икона с росписями членов императорской семьи, но ящик Пандоры оказался вскрыт — к могиле Распутина началось паломничество. Решено было тайно вывезти гроб с телом из Петрограда и захоронить в укромном месте. 11 марта 1917 года автомобиль с гробом выехал из города. На дороге в Пискарёвку машина сломалась, и похоронная команда решила сжечь труп Распутина прямо у дороги.