В конце XIX — начале XX веков предчувствие перемен всемирного масштаба витало в воздухе. Выдающие технические изобретения, научные открытия, произведения культуры как бы говорили: мир должен измениться. Наиболее тонко изменения предчувствовали люди культуры. Самые передовые из них пытались оседлать ещё только-только зарождавшуюся волну. Они создавали новые направления и теории, вырабатывали новаторские выразительные формы и стремились сделать искусство массовым. Казалось, вот-вот, и человечество вознесётся к высотам процветания, вырвавшись из оков нищеты и бесконечной борьбы за кусок хлеба как на уровне отдельно взятой личности, так и на уровне государств и народов. Вряд ли даже самые осторожные оптимисты могли тогда предположить, что этот всплеск культурной энергией увенчается страшной мясорубкой Первой мировой войны.
В музыке одним из новаторов мирового масштаба был русский композитор Александр Николаевич Скрябин (1872 — 1915). Он не только внёс большой вклад в совершенствование музыкальных выразительных средств и создал ряд прекрасных музыкальных произведений. Скрябин впервые задумался философии музыки т об её взаимодействии в другими искусствами. Фактически, именно Скрябина следует считать основоположником цветового сопровождения музыкальных произведений. Несмотря на минимальные современные ему возможности такого сопровождения, Скрябин уверенно предсказывал синергетический эффект одновременного воздействия музыки и цвета. На современных концертах световое сопровождение кажется естественным делом, а 100 лет назад считалось, что роль света — дать зрителю увидеть музыкантов на сцене.
Всё творчество А. Н. Скрябина проникнуто верой в возможности Человека, которые композитор, как и многие тогда, считали безграничными. Эти возможности когда-нибудь приведут мир к гибели, однако эта гибель будет не трагическим событием, а празднеством, торжеством всесилия Человека. Такая перспектива не кажется особо привлекательной, но нам не дано понять то, что понимали и чувствовали лучшие умы начала ХХ века.
1. Александр Скрябин родился в дворянской семье. Его отец был юристом, перешедшим на дипломатическую службу. Мать Александра была очень талантливой пианисткой. Ещё за 5 дней до родов она выступала на концерте, после которого состояние её здоровья ухудшилось. Ребёнок родился здоровым, а вот для Любови Петровны роды стали катастрофой. После них она прожила ещё год. Непрерывное лечение не помогло — мать Скрябин умерла от чахотки. Отец новорожденного служил за границей, поэтому мальчик под опекой тёти и бабушки.
2. Творческие способности Александра проявились очень рано. Уже с 5 лет он сочинял мелодии на рояле и ставил собственные пьесы в подаренном ему детском театре. По семейной традиции мальчика отдали в Кадетский корпус. Там, узнав о способностях мальчика, не стали загонять его в общий строй, а, наоборот, предоставили все возможности для развития.
3. После Корпуса Скрябин сразу поступил в Московскую консерваторию. В процессе обучения он начал сочинять довольно зрелые произведения. Педагоги отмечали, что, несмотря на явное влияние Шопена, мелодии Скрябина несли черты своеобразия.
4. С юности Александр страдал заболеванием правой руки — от музыкальных упражнений она часто переутомлялась, не позволяя Скрябину работать. Недуг был, очевидно, следствием того, что ещё маленьким мальчиком Александр много играл на рояле самостоятельно, а не того, что его перегружали музыкой. Няня Александра вспоминала, что когда грузчики доставляя новый рояль, случайно задели ножкой инструмента землю, Саша расплакался — он подумал, что роялю больно.
5. Большую поддержку юному таланту оказал известный книгоиздатель и меценат Митрофан Беляев. Он не только безоговорочно издавал все произведения композитора, но и организовал его первую поездку за границу. Там композиции Александра приняли весьма благосклонно, что ещё больше раскрепостило его дар. Как это часто бывало и бывает в России, быстрый успех часть музыкального сообщества восприняла критически — Скрябин очевидно выбивался из тогдашнего музыкального мейнстрима, а новое и непонятное многих пугает.
6. В возрасте 26 лет А. Скрябина назначили профессором Московской консерватории. Многие музыканты и композиторы сочли бы такое назначение сочли бы такое назначение благом и занимали бы место, пока хватало бы сил. Но молодому профессору Скрябину, даже в условиях серьёзных денежных затруднений, профессорство казалось местом заключения. Хотя, даже исполняя профессорскую должность, композитор успел написать две симфонии. Как только Маргарита Морозова, поощрявшая людей искусства, предложила Скрябину ежегодную пенсию, тот сразу уволился из консерватории, и в 1904 году уехал за границу.
7. Во время гастролей в Соединённые Штаты в перерыве между концертами Скрябин, чтобы поддержать форму и одновременно не напрягать больную руку, играл им же сочинённый этюд для одной левой руки. Видя, как поражёны работники отеля, не видевшие, что композитор играет одной рукой, Скрябин решил исполнить этюд на концерте. После окончания этюда в небольшом зале раздались аплодисменты и один-единственный свист. Александр Николаевич удивился — откуда в американской глубинке нашёлся человек, разбирающийся в музыке. Свистевший оказался эмигрантом из России.
8. Возвращение Скрябина в Россию было триумфальным. Состоявшийся в феврале 1909 концерт принимали с овациями. Однако уже в следующем году Александр Николаевич пишет симфонию «Прометей», в которой впервые музыка взаимодействует со светом. Первое исполнение этой симфонии продемонстрировало неготовность публики воспринимать такие новации, и Скрябин вновь подвергся критике. И, тем не менее, композитор продолжал следовать по пути, как он считал, к Солнцу.
9. В 1914 году А. Скрябин совершил гастрольную поездку в Англию, укрепившую его международное признание.
10. В апреле 1915 года Александр Николаевич Скрябин неожиданно скончался от гнойного воспаления. 7 апреля у него открылся фурункул на губе, а через неделю великого композитора не стало. Похороны пришлись не день Пасхи и превратились во всенародное шествие по устланной цветами дороге под аккомпанемент пения тысячного хора учащейся молодёжи и монашек. Похоронен А. Н. Скрябин на Новодевичьем кладбище.
11. Александр Скрябин написал 7 симфонических произведений, 10 сонат для фортепиано, 91 прелюдию, 16 этюдов, 20 музыкальных поэм и десятки произведений меньшего масштаба.
12. Смерть остановила создание композитором «Мистерии» — разнопланового произведения, в котором музыку дополняли свет, цвет и танцы. «Мистерия» для Скрябина — финальный процесс соединения Духа с Материей, который должен завершиться смертью старой Вселенной и началом создания новой.
13. Скрябин дважды был женат. В первом его браке родилось 4 ребёнка, во втором — 3, всего 5 девочек и 2 мальчика. Никто из детей от первого брака не дожил и до 8 лет. Сын от второго брака, Юлиан, погиб в 11 лет. Дочери от второго брака, Ариадна и Марина, жили во Франции. Ариадна в годы Второй мировой войны погибла в рядах Сопротивления. Марина скончалась в 1998 году.
14. В биографиях часто называют первый брак Скрябина неудачным. Он и был неудачным, но, прежде всего, для его жены Веры. Талантливая пианистка оставила карьеру, родила четырёх детей, заботилась о доме, а в награду осталась с детьми на руках и без всяких средств к существованию. Александр Николаевич же своих отношений со второй женой (их брак так и не был узаконен) не скрывал с самого начала.
15. Критики утверждают, что за 20 лет активной творческой деятельности Александр Скрябин самостоятельно произвёл революцию в своих сочинениях — зрелые его произведения полностью отличаются от юношеских композиций. Создаётся впечатление, что их создавали абсолютно разные люди.