20 октября 1961 г. в Амстердаме была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров. Это событие стало столь значимой вехой в истории развития воздушного транспорта, что стало основанием для возникновения нового профессионального праздника, приуроченного к ее дате — Международного дня авиадиспетчера.
Этот праздник стал для диспетчеров всего мира возможностью лишний раз подчеркнуть значимость своей профессии, привлечь общественность к своей работе, заявить о своих достижениях и сформулировать планы и цели на будущее.
Безопасность в небе находится в руках этих людей на Земле. На авиадиспетчеров возложена большая ответственность и к их профессионализму предъявляются самые высокие требования.
От этих специалистов требуется не только совершенное владение профессиональными навыками, но и особая психологическая подготовка. И не случайно именно в этой профессии показатель имиджа, авторитета и социального статуса один из самых высоких в мире.
1. Профессия авиадиспетчера – одна из наиболее опасных и ответственных в мире. Отвечая за порядок движения самолетов в небе, представители этой профессии, как саперы, не имеют права на ошибку.
2. Сегодня федерация представляет более 50 тысяч авиадиспетчеров в 133 странах.
3. Рабочий день авиадиспетчера начинается с медосмотра. Специалиста ничто не должно отвлекать от выполнения своих должностных обязанностей, поскольку он отвечает за жизни сотен пассажиров.
4. Все воздушное пространство делится на зоны, и каждый диспетчер руководит движением в рамках зоны своей ответственности. Один диспетчер составляет суточный план полетов, второй контролирует движение самолетов по территории аэродрома, третий отвечает за взлет и посадку.
5. В зоне ответственности одного авилиспетчера может находится до 20 самолетов сразу, поэтому времени на раскачку или долгие размышления у него нет. Он должен уметь быстро рассредоточить самолеты на безопасное расстояние.
6. Диспетчеры работают посменно и по скользящему графику: четыре рабочих дня по схеме «день – утро – ночь», один день на то, чтобы отоспаться, и два полноценных выходных. При этом режим работы диспетчера не должен превышать 36 часов в неделю, а отпуск составляет целых 67 дней в год.
7. Такого понятия, как праздник или отгул, у авиадиспетчеров нет. Они работают когда придется: днем, ночью, на Рождество, в выходные, во время семейных торжеств и т.д.
8. В частности, все диспетчеры способны определить направление и скорость ветра по ветроуказателю, а также оценить уровень видимости по ориентирам вокруг: соседним зданиям, водонапорным башням, вышкам сотовой связи и т.д.
9. Главные враги авиадиспетчера – плохая погода и чрезвычайные ситуации.
10. Одним из первых диспетчеров стал Арчи Лига, работавший в аэропорту Сент-Луиса (США).