Владимир Высоцкий (1938 — 1980) — явление, уникальное в русской культуре. Он представлял собой превосходный сплав поэзии, музыки и актёрского мастерства. Причём в каждом из своих компонентов он был далёк от гениальности. Стихи его без музыки выглядят довольно блекло. Дребезжание иногда нарочно расстроенной гитары не слишком похоже на звук Эоловой арфы. Голосом с хрипотцой также трудно кого-то удивить. Как актёр Высоцкий был силён в рамках довольно узкого типажа. Но вот сочетание всех этих качеств в одном человеке стало феноменом. Жизнь Высоцкого была коротка, но насыщенна. Она вместила в себя сотни песен, десятки ролей в театре и кино, женщин и поклонение многотысячных аудиторий. К сожалению, нашлось в ней место и для болезненной зависимости, в конце концов и погубившей барда.
1. Отец Высоцкого, Семён Владимирович, вернулся с войны, но не вернулся в семью. Впрочем, Володя был счастливее миллионов мальчишек-сверстников — его отец всё же был жив, постоянно навещал сына и заботился о нём. А мать, Нина Максимовна, довольно быстро нашла себе нового мужа.
2. Отчим Высоцкого весьма активно поклонялся зелёному змию — примерно так описывают ситуацию биографы Владимира Семёновича. На самом деле, скорее всего, пил он запойно. Иначе весьма сложно объяснить, почему суд, инициированный Семёном Высоцким, принял сторону отца и отдал ему на воспитание мальчишку, только-только закончившего первый класс. Обычной практикой для судов была и остаётся передача ребёнка матери.
3. В течение двух школьных лет Высоцкий с отцом и его женой жили в Германии. Володя научился довольно сносно говорить по-немецки, играть на пианино и обращаться с оружием — в Германии тех лет его можно было найти под каждым кустом.
4. В школе-студии МХАТ Русскую литературу курсу Высоцкого преподавал Андрей Синявский, позже осуждённый и высланный из страны.
5. При нынешней свободе слова современному слушателю сложно понять, почему в Советском Союзе многие были уверены, что Высоцкий сидел в тюрьме. До 1980-х годов воровской арго, слова из которого часто употреблял артист в своих песнях, использовался только очень узкой прослойкой причастных к криминалу людей. Обычные граждане с этим языком сталкивались редко, да и цензура была настороже. Когда Георгий Данелия попытался вставить в фильм «Джентльмены удачи» слова из настоящего воровского жаргона, «компетентные органы»его настоятельно попросили этого не делать.
6. Первые «блатные» песни Высоцкий писал от лица вымышленного персонажа по имени Сергей Кулешов.
7. Взрыв популярности Высоцкого произошёл после выхода на экраны фильма «Вертикаль». «Скалолазка», «Вершина» и «Прощание с горами» принесли барду всесоюзную популярность.
8. Первая пластинка с голосом Высоцкого вышла в свет в 1965 году, это был вкладыш в журнал «Кругозор» с фрагментом одного из спектаклей. Хотя в разных сборниках песни Высоцкого выпускали достаточно активно, выхода сольной пластинки Высоцкий так и не дождался. Исключением можно считать диск 1979 года, скомпилированный для продажи за рубежом.
9. Ещё в 1965 году Высоцкий вполне мог загреметь в тюрьму. Он дал в Новокузнецке 16 «левых» концертов. Об этом написала газета «Советская культура». За незаконную предпринимательскую деятельность певцу вполне могли дать срок, но дело ограничилось тем, что Высоцкий вернул государству вырученные деньги. После этого скандала Высоцкому как артисту разговорного жанра утвердили ставку оплаты за концерт — 11,5 рублей (потом повысили до 19). А «Советская культура» оказалась одной из двух газет, сообщивших в 1980 году о смерти артиста.
10. На самом деле, конечно, гонорары Высоцкого были намного выше. Один из сотрудников Ижевской филармонии, получивший 8 лет за махинации с оплатой (махинации — по тогдашнему законодательству, конечно) говорил, что гонорар Высоцкого за один день составлял 1 500 рублей.
11. «Она была в Париже» — песня вовсе не о Марине Влади, а о Ларисе Лужиной, с которой у Высоцкого завязались романтические отношения на съёмках картины «Вертикаль». Лужина действительно объездила много стран, снимаясь в совместных кинопроектах. С Влади Высоцкий познакомился в 1967 году, а песню написал в 1966.
12. Уже в 1968 году, при переводе театральных актёров на хозрасчёт, Высоцкий зарабатывал больше артистов, считавшимися более талантливыми. Характерные роли всегда ценились больше. Само собой, особых симпатий у коллег этот факт не вызывал.
13. В их первую общую квартиру, съёмную, на улице Матвеевской, Марина Влади привезла мебель прямо из Парижа. Обстановка уместилась в чемодане — мебель была надувной.
14. На пресс-конференции в США в ответ на довольно провокационный вопрос Высоцкий сказал, что претензии к правительству у него есть, но он не собирается обсуждать их с американскими журналистами.
15. Высказывание о желании каждого актёра сыграть Гамлета давно стало банальностью, а для Высоцкого роль Гамлета была практически вопросом жизни и смерти. Против его кандидатуры были и театральное начальство, и коллеги по театру — актёрская среда редко отличается благожелательностью в коллегам. Высоцкий осознавал, что провал может стоить ему карьеры, но не отступился. «Гамлет» стал и последним спектаклем Высоцкого.
16. В 1978 году в Германии у автомобиля Высоцкого отвалился глушитель. Он позвонил своей знакомой, которая эмигрировала в Германию, и попросил одолжить 2 500 марок на ремонт. У знакомой денег не было, но она обзвонила своих друзей и знакомых и сообщила, что вечером у неё будет петь Высоцкий. За двухчасовое выступление эксклюзивные зрители собрали 2 600 марок.
17. В том же 1978 году на гастролях на Северном Кавказе тогдашний первый секретарь Ставропольского обкома КПСС Михаил Горбачёв предлагал Высоцкому помочь купить шведскую дублёнку.
18. По словам братьев Вайнеров, Высоцкий, прочитав из книгу «Эра милосердия», чуть ли не в ультимативной форме потребовал от них написать киносценарий. Сообразив, чего хочет актёр, они начали подшучивать над ним, обсуждая кандидатуры актёров на роль Жеглова. Владимир, к его чести, на это не обиделся.
19. В мае 1978 года в самом начале съёмок «Места встречи…» Высоцкий отказался участвовать в картине, в чём его поддержала Марина Влади. Режиссёр картины Станислав Говорухин предполагал, что актёр осознал объём предстоящей работы (снято было семь серий) и не хотел браться за долгую и трудную работу. Говорухину всё же удалось убедить Высоцкого продолжить съёмки.
20. Работая над «Местом встречи…» Высоцкий не переставал играть в театре. Неоднократно ему приходилось наносить грим Гамлета по дороге в Одесский аэропорт, откуда актёр летал в Москву на спектакли.
21. Персонаж Станислава Садальского по кличке Кирпич и вся сцена допроса Груздева Шараповым («Если не жизнь, то хоть честь мою спаси») придуманы Высоцким — в сценарии их не было.
22. Однажды главный режиссёр театра на Таганке Юрий Любимов сильно заболел и лежал дома один. Высоцкий приехал его навестить. Узнав, что у режиссёра высокая температура, Владимир тут же сорвался в американское посольство и привёз антибиотик, которого не было в Советском Союзе. Через два дня Любимов поправился.
23. Большое количество текстов Высоцкого издавались в СССР под другими именами или без указания авторства. Официальные публикации были малочисленны: поэт категорически отказывался вносить правки в свои стихи.
24. Следователь, который дознание после смерти Высоцкого, до сих пор убеждён, что в его смерти виновны друзья поэта. По его мнению, Высоцкий вёл себя неадекватно, его связали и положили на лоджии. Сосуды у Высоцкого были слабые, и связывание вызвало обширные кровоизлияния, приведшие к смерти. Однако это лишь мнение следователя — посмертное вскрытие не проводилось, и начальство убедило его не возбуждать дело.
26. Некрологи и статьи, посвящённые ушедшему из жизни русскому поэту, опубликовали ведущие газеты США, Канады, Великобритании, Франции, Польши, Болгарии, ФРГ и многих других стран.