Каждый год 12 июля свой профессиональный праздник — Всемирный день бортпроводника гражданской авиации — отмечают представители одной из самых романтичных специальностей в мире, известные нам как стюарды и стюардессы. Может показаться странным, но этой профессии уже больше 80 лет. Считается, что она возникла в Германии в 1928 году, когда на борт самолета стали брать специального человека, в обязанности которого входило обеспечение сервиса во время полета, — стюарда. Ранее этим занимался второй пилот самолета, что было рискованно с точки зрения безопасности полета. Сначала функции бортпроводников выполняли мужчины – чаще всего ими были бывшие официанты дорогих ресторанов. Однако уже в 1930 году в Соединенных Штатах возникла идея привлечь к работе привлекательных девушек – это должно было стать дополнительной рекламой пассажирских авиаперевозок. Существовал и еще один довод в пользу представительниц прекрасного пола: они весили меньше, что имело большое значение для самолетов того времени.
1. Первой стюардессой в истории авиации называют Эллен Черч (Ellen Church, 22 сентября 1904 – 22 августа 1965) из штата Айова. Она научилась управлять самолетом, после чего предложила свою кандидатуру на роль стюарда в авиакомпании Boeing Air Transit. Перевозчики решили, что это отличный ход: если молодые девушки не боятся летать на самолете, значит это абсолютно безопасно. В свой первый полет в качестве стюардессы Эллен Черч отправилась 15 мая 1930 года, самолет следовал по маршруту Сан-Франциско – Шайен.
2. Некоторые полагают, что обязанности стюардессы схожи с работой прислуги, только одна в небе, а другая на земле. Это совсем не так. Основная обязанность бортпроводников – организация и обеспечение безопасности пассажиров во время полета. Именно этому их обучали.
3. 75% ссор на борту происходят из-за того, что пассажиры очень низко опускают сиденья в экономическом классе. Также самым раздражающим фактором при полете для пассажиров является стук соседа сзади по спинке кресла.
4. Каждый бортпроводник должен окончить медицинские курсы. Дело в том, что при полете присутствие врача не предусмотрено, вся ответственность лежит на плечах стюардов.
5. В следующий раз, когда вы встретите стюардессу, которая вежливо предлагает вам товары из Duty Free, не спешите винить ее в спекуляции. Обычно бортпроводники имеют право на «подработку», предлагая пассажирам продукты или услуги — например, пересадить человека из эконом-класса в бизнес-класс при наличии свободных мест.
6. Приятным бонусом для девушек-бортпроводников есть возможность найти себе достойного мужчину. Нет, окутывать профессию вуалью романтики мы не будем, но факты приведем: именно на борту самолета голландская стюардесса Аннита ван Лерсел встретила своего будущего мужа Пола Китинга – премьер-министра Австралии, а темнокожая стюардесса Грейс Хайтауэр – звезду Голливуда Роберта Де Ниро.
7. Один из самых распространенных мифов о работе бортпроводников – их многофункциональность. Был случай, когда пассажир специально уронил на соседнее кресло обед, чтобы посмотреть, как девушка будет убирать. Но мужчине пришлось просидеть весь десятичасовой перелет в компании своей еды, ведь бортпроводники не выполняют функцию клининговой службы, а уборщики чистят салон по окончании перелета.
8. Почему пассажиры всегда заходят в самолет слева? Эта интересная традиция посадки в самолет появилась одновременно со всей гражданской авиацией и связана с пароходами. Морские суда имеют левый и правый борт. Вход и выход пассажиров производится именно с левой стороны. Вот и конструкторы первых пассажирских самолетов не стали заморачиваться, а лишь повторили эту особенность пароходов.
9. Иллюминатор – это не совсем стекло, а стеклопакет, состоящий из 2-3 слоев прозрачного пластика, разделенных воздушным промежутком. Наружный слой особенно прочен, чтобы выдерживать перепад давления и обеспечивать герметичность самолета. Внутренний слой намного тоньше и выполняет утеплительную и шумозащитную функции. Есть риск, что во время большого перепада давления в промежутке между стеклом и в салоне, внутреннее стекло может не выдержать и лопнуть. Вот поэтому и нужно маленькое отверстие, позволяющее нормализовать давление. Он выводит из пространства между стеклом излишний воздух.
10. Крылья – очень мощный элемент самолета. Они достаточно толстые и имеют внутри много места. Потому там установили основные топливные баки.
11. Все самолеты, используемые для ежедневных пассажирских перевозок, имеют закругленную форму носовой части. В результате этого пилоты хорошо видят взлетную полосу во время взлета и посадки. Чем острее носовая часть, тем большую скорость может развить самолет. Поэтому острый «нос» имеют военные самолеты, которые летают очень быстро.
12. 9 процентов мужчин считают профессию стюардессы самой сексуальной.
13. Мама Кейт Миддлтон, жены принца Уильяма, когда-то была стюардессой. И это очень усложнило отношения принца с остальной частью королевской семьи. Принять в дом простолюдинку – это тот кошмарный сон, от которого коронованные лица просыпаются ночью.
14. Год условно получил пассажир из России, укусивший израильскую стюардессу за ягодицу. Но некоторые люди готовы его понять, зная не понаслышке о качестве пищи, предлагаемой на борту самолета.
15. У стюардесс есть своя профессиональная болезнь. То же, что у парикмахерских и официанток – варикозное расширение сосудов. Потому что они целый день проводят на ногах.
16. Памела Андерсон и Кейт Мосс стали лицами британской «Virgin Atlantic» – авиакомпании, на борту которой, по мнению самой компании, работают самые привлекательные стюардессы.
17. Российский «Аэрофлот» не выпускает униформу более 48 размера и тщательно следит за тем, чтобы их бортпроводницы были миниатюрными и сексуальными.
18. Привлекать дизайнеров для создания униформы авиакомпании начали еще в 50-х годах прошлого столетия. Ведь девушки в форме всегда были объектом пристального внимания мужчин. Сейчас даже существуют рейтинги наиболее красиво одетых стюардесс мира, из которых можно узнать, какие дизайнеры одевают членов экипажей известных авиакомпаний и всегда ли клиенты ценят эти старания.
19. Пассажиров тайской компании «P.C.Air» как-то ждал сюрприз: в качестве стюардесс клиентов обслуживали… транссексуалы. На такой необычный шаг авиаперевозчик решился преимущественно в рекламных целях. Действительно, о небольшой авиакомпании моментально услышали, спрос на их услуги вырос, а сексуальные меньшинства из разных стран тут же выразили одобрение действиям руководства за свободное и демократическое отношение к половому вопросу.
20. Стюардесса из «Lufthansa» однажды спровоцировала бой подушками на борту. Она спешила раздать подушки перед взлетом и, чтобы ускорить процесс, бросила несколько штук в дальние ряды. Один из пассажиров возмутился такой наглостью и метнул подушку обратно. Вскоре под перекрестным огнем очутился весь салон самолета. Пассажиры радостно колотили друг друга, а виновница происшествия сбежала к пилотам скрываться.
21. Филиппинки из Cebu Pacific Airlines объясняют правила безопасности и учат пользоваться спасательным жилетом, танцуя под хиты Леди Гага. Видимо, эвакуироваться в случае крушения следует так же бодро.
22. Самые узнаваемые стюардессы – неземные ангелы авиакомпании «Singapore Airlines». Грациозные восточные стюардессы одеты в длинные шелковые костюмы с национальным принтом.
23. Тони Блэйр в 2006 году поддержал уволенную британскую стюардессу, которую отстранили от работы из-за несоблюдения дресс-кода. Нарушительница носила на шее крестик.
24. Стюардессы живут дольше. Дело в гипоксии – кислородном голодании. Постоянный недостаток кислорода на борту самолета замедляет все обменные процессы, в том числе и старение. Но то же самое снижает иммунитет и работу мозга, так что не стоит завидовать стюардессам.
25. Стюардесса из Югославии Весна Вулович выжила при свободном падении с высоты 10 тысяч метров во время авиакатастрофы.
26. Стюардесс раньше называли «sky girls» — «небесные девушки».
27. Требования к первым стюардессам были такими: возраст — не старше 25 лет, вес — не более 52 кг, рост — не выше 160 сантиметров. В настоящее время у каждой авиакомпании свой взгляд на идеальную стюардессу.
28. Для будущих стюардесс арендуют бассейн, где девушки проходят практику выживания на воде – учатся пользоваться плотами и жилетами, помогать пассажирам, отгонять акул и косаток, возможно даже питаться водорослями, ставить стаксель и ловить летучих рыб на жвачку. В полете все может пригодиться.
29. Самые известные мемуары стюардесс написали Труди Бейкер и Рэчел Джонс. Их скандальную книгу «Что угодно, сэр? Чай, кофе или меня?» изучают не только начинающие стюардессы всего мира, но и простые смертные, которые интересуются пикантными подробностями нелегкого труда бортпроводниц.
30. 22-летняя стюардесса Виктория Зильберштейн совершила подвиг во время крушения самолета А-310 в Иркутске. Несмотря на пожар и сотрясение мозга, она сумела открыть аварийный люк и спасла 20 пассажиров.
31. Первых стюардесс набирали только из медсестер.
32. Стюардессам запрещено разговаривать с пассажирами на темы, не относящиеся к полету. Потому знакомиться с ними лучше в залах ожидания.
33. Стюардессам запрещено брать чаевые. Если девушка возьмет деньги, то это может стоить ей рабочего места. Считается, что бортпроводницы зарабатывают очень хорошо, чтобы не вести себя как официантки.
34. Экипаж может стать первой линией защиты от торговли людьми. После того, как стюардесса Сандра Фиорини столкнулась во время работы с подобной ситуацией, бортпроводников начали учить распознавать торговцев людьми на борту.
35. Если рейс закончился, это не значит, что работа стюардессы должна прекратиться. Сказать 300 раз «До свидания» для стюардесс очень скучно, поэтому они придумывают немного удовольствия. Например, если двое бортпроводников стоят у выхода, один из них говорит «до свидания» пассажирам в очках, а другой прощается с остальными. Это может показаться глупым, но это способ немного развлечься на работе.
36. При аварии или захвате воздушного судна на каждом рейсе существует кодовое слово для оповещения капитана о чрезвычайной ситуации.
37. Вес бокса, на котором бортпроводники развозят напитки и обеды, составляет около 50 кг, что довольно часто совпадает с весом самих бортпроводников.
38. Встречая пассажиров, бортпроводники обычно держат руки за спиной. В это время они с помощью счетчика-кликера перечисляют входящих в самолет пассажиров, а затем сверяют полученные данные с количеством билетов. Специальный прибор они держат за спиной, чтобы никого вдруг не напугать «неизвестным предметом».
39. Средний возраст выхода стюардессы на пенсию составляет 45 лет. Но есть случай в истории авиации, когда бортпроводница американской авиакомпании United Airlines, Ирис Петерсон, летала в течение 60 лет и вышла на пенсию в возрасте 85 лет.
40. Первый коммерческий пассажирский авиарейс прошел более 100 лет назад.
41. Лишь 5% мирового населения когда-нибудь летали на самолете. Многие из менее развитых стран, скорее всего, никогда не воспользуются услугами авиаперевозок. С другой стороны, существует маленькое количество людей, летающих очень часто.
42. Генрих Кубис из Германии был первым в мире стюардом. Это было в далеком 1912 году.
43. Задержки рейсов отражаются не только на пассажирах, но и на стюардессах. Дело в том, что стюардессы получают свою зарплату только за летные часы. Время, проведенное на земле, не отражается на их зарплате.
44. Согласно исследованиям, каждый час перелета человек теряет до двух стаканов жидкости из организма. Во время долгих перелетов дегидратация может привести к тромбозу, поэтому необходимо пить воду до, во время и после перелета.
45. Пилоты, летающие на международных авиарейсах, общаются с диспетчерами только на английском языке.
46. Некоторые авиакомпании запрещают пилотам носить бороды. Делается это для того, чтобы во время экстренной ситуации кислородная маска (ее пилотам нужно надеть, равно как и пассажирам) плотно прилегала к лицу. А борода может этому помешать.
47. Кислородные маски рассчитаны всего на 15 минут, но не стоит паниковать: этого времени будет достаточно пилоту, чтобы опустить самолет на ту высоту, где вы сможете дышать свободно.
48. Более 80% населения страдает аэрофобией — страхом перед полетами. От аэрофобия могут страдать даже те, кто никогда не летал.
49. По статистике для того, чтобы практически гарантированно попасть на терпящий крушение самолет, человеку необходимо в течение 13 лет ежедневно летать, при этом шанс остаться в живых составляет десять к одному. То есть только один из десяти случаев станет трагическим.
50. На большинстве самолетов, совершающих международные рейсы, в хвостовой части изображен флаг государства, которому принадлежит авиалиния. В левой части цвета расположены в правильном порядке, в правой – наоборот. Так выглядел бы флаг, при размещении его на флагштоке.
51. Во время ночной посадки свет приглушают специально. Это происходит для того, чтобы глаза пассажиров привыкли к темноте. Если возникнет нештатная ситуация, свет включать нельзя, а привыкшие к темноте люди лучше сориентируются в ночной обстановке.
52. В большинстве пассажирских самолетов западных авиакомпаний отсутствует тринадцатый ряд.
53. В аэропорту южнокорейского города Инчхон невозможно найти выходов с номерами 4,13 и 44. С числом 13 все понятно, а 4 созвучно слову смерть.
54. Авиаперелеты – второй по безопасности вид транспорта. На первом месте – эскалатор. Но невозможно представить себе сколько времени займет путешествие на эскалаторе в 1000 километров.
55. 11 июня 1962 г. авиакомпания Air India стала первой в мире авиакомпанией, в которой все самолеты были с реактивными двигателями.
56. Самый дорогой билет в истории стоил Сиднейскому миллионеру Джулиану Хэйварду невероятные 123000$. Впервые был продан билет на тестовый полет нового Аэробуса A380. Перелет совершился между Сиднеем и Сингапуром.
57. В туалет пилоты ходят поочередно. Когда один из пилотов отлучается, в кабину пилотов обязательно заходит стюардесса и ждет там возвращения летчика. Это делается для того, чтобы избежать внештатной ситуации. Например, такой: один пилот вышел, дверь за ним закрылась. А оставшийся в кабине внезапно потерял сознание.
58. В 1987 году American Airlines смогли сэкономить 40000$ в год, только убрав одну оливку из каждого салата, подаваемого в первом классе.
59. 70% современных самолетов сегодня – на 70% более эффективны в плане расхода топлива на пассажира, чем самолеты в 1960-х годах. Эта информация для тех, кто говорит, что современные самолеты больше загрязняют окружающую среду.
60. Пилоты общаются со стюардессами через бронированную дверь. Так как кабина пилотов имеет бронированную дверь, есть специальный код для входа. Код сработает, если в течение 120 секунд после его ввода пилот не предпримет никаких действий. Это сделано на случай, если все в кабине упадут в обморок, например, вследствие разгерметизации. В штатных ситуациях стюардессы вызывают пилотов по трубке.
61. Согласно исследованию в Великобритании, Норвегии и Швеции более 40% пилотов признались, что засыпали во время полета. Треть из них отметили, что, просыпаясь, замечали, что второй пилот так же спал.
62. Бортпроводник обязан вызвать пилотов днем раз в 40 минут, а ночью – раз в 20 минут, чтобы удостовериться в их работоспособности.
63. Ученые утверждают, что шум самолетов изменяет вкусовые ощущения от еды. Она кажется более хрустящей, но менее соленой и сладкой.
64. Боинг 747 состоит из шести миллионов деталей. Данная модель авиалайнеров стала столь популярной из-за того, что это был первый самолет таких размеров.
65. Боинг 747 сжигает около 4 литров топлива в секунду. За десятичасовой перелет объем сожженного топлива доходит до 140000 литров.
66. Все самолеты Боинг 747 пролетели более 56 миллиардов километров. Это равноценно 75 000 полетам на Луну и обратно.
67. Аэропорт Idlewild в Нью-Йорке был переименован в аэропорт Кеннеди 24 декабря 1963, через месяц после смерти президента.
68. В аэропорту o’hare, Чикаго, самолет взлетает или садится каждые 37 секунд. Это около 100 самолетов в час.
69. Наибольшее количество аэропортов находится на территории США – более 14500.