Международный день гражданской авиации – Международный день ООН, который отмечается ежегодно 7 декабря. Решение было принято Генеральной Ассамблеей ООН 6 декабря 1996 года. К празднованию этого дня привлекаются разные национальные и международные организации.
Специализированным учреждением авиации в структуре ООН является Ассамблея Международной организации гражданской авиации. Для празднования Международного дня гражданской авиации было выбрано именно 7 декабря, поскольку в этот день отмечалась пятидесятая годовщина с момента подписания международной конвенции о гражданской авиации.
Каждые пять лет, в юбилейные годы создания Международной организации гражданской авиации (2014/2019/2024/2029/и т.д.) этот День проходит по специальной теме. В периоды между годовщинами определяется общая тема на четыре года: кампания 2015-2018 годов проходит под лозунгом: «Работаем вместе, чтобы ни одна страна не осталась без внимания».
Круглосуточная работа авиаторов не прекращается ни на минуту, она требует наивысшего профессионализма, поскольку связана с колоссальной ответственностью, а иногда и с риском. Быть среди тех, кто совершает нелегкую работу по организации перелетов, на чьих плечах лежит высокая ответственность за сохранение жизни и здоровья пассажиров – это достойно и почетно для каждого.
1. Раньше на работу бортпроводников принимали исключительно мужчин. Первая бортпроводник-женщина была принята в американскую авиакомпанию Boeing Air Transit. У нее было медицинское образование и прошла курсы по управлению самолета.
2. Наибольшая высота, на которую поднялся самолет – 37 650 м. В 77 году ее достиг самолет КБ Микояна.
3. Самый популярный самолет в мире – Ан-2. Его первый полет состоялся в 1947 году. С тех пор построено более 5 тысяч машин.
4. Самый большой самолет в мире Ан-225 («Мечта»). Его взлетный вес – 600 тонн.
5. Самолеты никогда не летят по прямой линии между пунктами назначения. Линия полета скорее напоминает зигзаг из-за правил ETOPS – маршрут построен таким образом, что самолет должен находиться на некотором расстоянии до ближайшего аэропорта, на случай вынужденной посадки.
6. Люди считают, что самолет может лететь самостоятельно, на автопилоте почти все время полета. Это правда – 70-80% времени полета судно летит на автопилоте. Но посадить самолет самостоятельно автопилот не способен даже с помощью самой современной системы Autoland.
7. Существую заблуждение, что во время длительных перелетов, двигатели самолета выключают, и он некоторое время просто планирует. На самом деле, в штатных ситуациях такого никогда не происходит.
8. Воздух в салоне самолета не грязный, как считают некоторые пассажиры. Часть его проходит рециркуляцию для уменьшения влажности, после чего пропускается через специальные фильтры, такие же, которые стоят в операционных.
9. Воздух в салоне двигается в направлении из передней в заднюю часть салона. Если вы хотите дышать максимально очищенным воздухом, садитесь поближе к передней части салона. В задней части обычно воздух теплее — он уже нагрелся от дыхания сидящих впереди людей и от их тепла.
10. Согласно нормам, пилот может находиться за штурвалом до 16 часов без перерыва. Здесь он находится в худшей ситуации, чем, например, шофер-дальнобойщик, ведь тот может притормозить на обочине и поспать часок-другой, а в воздухе этого не сделаешь.
11. Одним из самых главных индикаторов профессионализма пилота является мастерство посадки. Если вы хотите сказать что-нибудь приятное пилотам, поблагодарите их за хорошую посадку. Но не стоит аплодировать сразу после посадки, пилоты в это время заняты переговорами с диспетчерами и просто вас не слышат в звукоизолированной кабине.
12. Европейские авиакомпании делают исключение 13 ряда в пассажирских самолетах.
13. Если вы видите, что стюарты в самолете садятся на свои места – это тревожный знак для пассажиров. Скорее всего, на маршруте транспортировки большая турбулентность.
14. Многие пассажиры приходят в ужас, когда самолет попадает в зону турбулентности и его начинает трясти, а крылья при этом гнутся, как будто сделаны из бумаги. На самом деле, турбулентность не приводит к катастрофам. Многие пилоты в полете пережили удар молнии в лайнер. Пассажиры слышат грохот, видят вспышку, и…. ничего, самолет летит дальше. Самолеты спроектированы таким образом, что удар молнии не выводит их из строя.
15. Для самых нервных пассажиров советуют вылетать рано утром. После ободка нагретая земля вызывает образование восходящих потоков воздуха, ощущаемых при полете. Также повышается вероятность грозы.
16. Для любителей снять стресс в самолете с помощью алкоголя: в воздухе алкоголь усваивается гораздо быстрее, чем на земле, а из-за низкого давления его действие усиливается в 2-3 раза.
17. Если внезапно на большой высоте откроется дверь самолета, то это приведет к тому, что пассажиров в буквальном смысле «высосет» наружу из-за разницы давления в салоне и за бортом. Но, к счастью, из-за той же разницы давлений открыть дверь в полете практически невозможно.
18. Боинг 747 способен перевезти около 230 тысяч литров топлива для реактивных двигателей общим весом более 180 тонн.
19. Инверсионный след, тянущийся за самолетом, состоит из водяного пара. В ясную погоду и при низкой влажности воздуха самолет оставляет за собой тонкий след. А более длинный и широкий след может быть вестником шторма.
20. По результатам исследования, проведенного «Популярной механикой», было установлено, что сидящие в хвосте самолета пассажиры имеют на 40% больше шансов выжить при аварии, чем те, кто сидят в первых рядах.
21. В случае аварийной посадки самолета для уменьшения веса авиалайнера пилот может принять решение сбросить топливо из баков в крыльях. Топливо, прежде чем достигнет земли, улетучится.
22. Радары самолетов не способны выявить турбулентность. Это явление может образоваться как в ясную погоду, так и в пасмурную.
23. По требованиям ФАА (Федерального управления гражданской авиации) с любого воздушного судна должна быть проведена эвакуация в течение 90 секунд. Подобный срок был установлен потому, что через полторы минуты огонь может поглотить весь самолет, а через четыре с половиной минуты авиалайнер выгорает полностью.
24. Самым большим в мире пассажирским самолетом является Airbus A380. Это двухэтажное реактивное воздушное судно с четырьмя двигателями совершило свой первый полет 27 апреля 2005 года.
25. Наиболее миниатюрным в мире реактивным самолетом является BD-5 Micro. Его размах крыльев составляет от 4 до 6,5 метров, а вес самолета всего 160 кг.
26. Самый быстрый самолет в мире – сверхзвуковой разведчик Lockheed SR-71 удерживает рекорд скорости (3530 км/ч) в течение почти 40 лет.
27. Ртуть – это самая большая угроза для любого самолета и по этой причине ее запрещено проносить на борт. Даже небольшое количество жидкости способно серьезно повредить алюминий, из которого сделано большинство самолетов. Самолеты, подвергшиеся воздействию ртути, как правило, помещают в карантин.
28. Окна на диспетчерских вышках аэропортов должны быть под углом ровно 15 градусов для уменьшения возможности бликов на стекле.
29. Английский является международным языком авиации. Все диспетчеры и все пилоты на международных рейсах обязаны говорить по-английски.
30. Повышенное содержание углекислого газа в атмосфере приводит к увеличению количества случаев турбулентности. Кроме того, по мнению многих экспертов, глобальное изменение климата в ближайшем будущем приведет к увеличению количества данного явления.
31. По результатам исследований 80% авиакатастроф происходят в первые три минуты после взлета и заключительные восемь минут перед посадкой.
32. Стоимость одного лобового стекла или оконной рамы кабины Boeing 747-400 такая же, как и автомобиля BMW.
33. Пилоты и стюардессы преимущественно берут в полет обуви на один размер больше.
34. Пилотам не нужны визы во все страны, куда летят. Они имеют специальные ID карты на безвизовое пребывание до 72 часов.
35. Некоторые перевозчики не разрешают командирам самолетов, летающих на одном рейсе, завтракать или обедать в одном месте или с перерывом менее часа. Они должны либо есть в разных ресторанах, либо один ждет не менее 60 минут и наблюдает за коллегой: отравился или здоров?