Датой рождения мотоцикла считается 29 августа 1885 года. В этот день немецкий изобретатель Готлиб Даймлер уехал за ворота своей мастерской на специально сконструированном экипаже с установленным на нем бензиновым двигателем. Надо заметить, что Даймлер и не думал о том, что сотворил что-нибудь новое. Он только хотел опробовать свой двигатель, но… конструкция и компоновка узлов рожденного им устройства оказалась настолько удачной, что не только была оценена отпрысками, но и дожила до наших дней практически без изменений.
Ежегодно в третий июньский понедельник отмечается Всемирный день мотоциклиста. Целью Всемирного дня мотоциклиста является привлечение внимания человечества к мотоциклам, популяризация езды на них, объединение поклонников мотоцикла со всей планеты. К празднику организуют массовые акции байкеров.
1. Первый мотоцикл был запатентован крупным немецким инженером Готлибом Даймлером 29 августа 1885 года. В патенте изобретение Даймлера обозначено как «тележка для верховой езды с керосиновым двигателем».
2. Первые мотоциклы не имели тормозов. Разогнавшись, мотоциклист для остановки мог полагаться только на свои ноги. Лишь в 1902 году филадельфийская компания «Steffey Motorcycles» придумала первые тормоза, позволявшие останавливать или замедлять мотоцикл. Механизм был предельно прост: кусочек листовой стали терся о переднюю покрышку, в результате чего байк замедлялся. Система работала так же эффективно, как и сама машина, по сути, представлявшая собой велосипед Hartford с небольшим моторчиком.
3. В середине XX века мотогонки производились не на специальных трассах, а на обычных городских улицах. В итоге во время заездов фонарные столбы, бордюры, выбоины на дорогах представляли большую опасность для гонщиков, а сами заезды превращались в кровавое шоу. Многие мотогонщики того времени не доживали даже до выпуска последующих модификаций их мотоциклов.
4. СССР занимал второе место в мире по объемам производства мототехники. Заводы Ирбит, Киева, Ижевска, Коврова и Минска ежегодно производили более 1,5 млн мотоциклов. Больше выпускалось только в Японии.
5. Советские байкеры больше любили «Уралы» Ирбитского завода, чем мотоциклы «Иж» Ижевского. Причина проста: «Уралы» гораздо громче и агрессивнее «рычат».
6. Когда медвежий цирк Валентина Филатова гастролировал в Штутгарте, в одном из номеров медведица по кличке Девочка разъезжала на мотоцикле. Пораженные ее водительским мастерством немцы даже оформили ей подлинные права. Через 10 лет цирк снова приехал в Штутгарт, и администратор в качестве рекламы решил выпустить медведицу на мотоцикле на городские улицы. Девочка успешно проехала пару кварталов, послушно остановилась на красном сигнале светофора, но потом все-таки въехала в бампер администраторского «Мерседеса». Правда, косолапая водительница в ДТП была совсем не виновата: ее подрезал какой-то водитель на «Фольксвагене».
7. Известный американский актер Брэд Питт – упорный коллекционер мотоциклов. В его коллекции есть и мотоцикл «Урал Турист» с коляской, на котором он охотно катается сам и катает детей. «Урал» есть и в коллекции иорданского короля Абдаллы II.
8. Биографический фильм о молодом Эрнесто Че Геваре называется «Дневники мотоциклиста».
9. Одна из японских компаний, производящих мототехнику, выпускает мотоциклы весом 250 кг. Однако японская дорожная полиция выдает права на управление таким байком только тем мужчинам, которые способны поднять упавший на сторону мотоцикл.
10. Байк Honda Gold Wing был первым мотоциклом, укомплектованным подушкой безопасности. Размещалась она в передней вилке.
11. В 2011 г. байкеры штата Нью-Йорк протестовали против закона, обязывающего мотоциклистов надевать шлемы во время вождения. Филипп Контос, один из байкеров-демонстрантов, потерял управление, в результате чего упал вместе с мотоциклом и хорошенько приложился головой об асфальт. К сожалению, медики не сумели спасти мотоциклиста. Ирония судьбы: практически все эксперты заявили, что если бы у Филиппа на голове был шлем, то он остался бы в живых.
12. В некоторых странах Европы в качестве эвакуаторов легковых автомобилей работают специально оборудованные мотоциклы.
13. Самая популярная в мире марка мотоциклов Harley-Davidson.
14. Первым серийным мотоциклом, покорившим рубеж скорости в 160 км/ч, был выпущен в 1924 году Brough Superior SS100.
15. Впервые вилка телескопического типа, красующаяся ныне на большинстве мотоциклов, была установлена на мотоцикл BMW R12 в далеком 1932 году.
16. Обычная нам система переключения передач была изобретена компанией Velocette Motorcycles в 1927 году.
17. Honda GL 1800 Gold Wing – первый серийный мотоцикл, получивший подушку безопасности.
18. Самый мощный мотоцикл из числа существующих в количестве более одного экземпляра — Dodge Tomahawk. По уверениям создателей, он способен развить скорость в 676 км в час. Всего было произведено десять таких мотоциклов.
19. Ни для одной компании крупной японской четверки Yamaha, Suzuki, Honda, Kawasaki мотоциклы не являются основным видом деятельности.
20. Все четыре вышеназванных компании получили свои названия от имен их учредителей. Ими были Торакуса Ямаха, Соитиро Хонда, Мичио Сузуки и Седо Кавасаки.
21. Первый Harley-Davidson имел мощность в 2 л.с. и сделанный из консервной банки карбюратор.
22. Мировой рекорд по прыжкам в длину был установлен в 2010 году на мотоцикле Harley-Davidson XR1200.
23. Самый популярный у начинающих байкеров мотоцикл Honda CB 400 SF, несмотря на то, что он продается только на внутреннем рынке Японии.
24. Большую Депрессию в США пережили только два мотопроизводителя Harley-Davidson и Indian. Остальные, например, Excelsior-Henderson, разорились.
25. Компания Harley-Davidson целых шесть лет пыталась запатентовать звук своих моторов. Безуспешно.
26. Впервые сальто на мотоцикле было произведено в 2000 году.
27. Название Hayabusa, используемое Suzuki, в переводе с японского означает «сокол-сапсан», подразумевая, что мотоцикл Suzuki GSX 1300R Hayabusa такой же быстрый, как эта редкая птица. Пикируя на свою жертву, хищник развивает запредельные скорости 290-325 км/ч.
28. Наибольшее расстояние, преодоленное на мотоцикле за 24 часа, равно 3.249.91 км и было пройдено Л. Расселом «Rusty» Воун. Путь был преодолен на одном из тестовых полигонов Continental Tire Test Track, Увальд, Техас, 10 августа 2011 года. Воун использовал для установки рекорда свой собственный мотоцикл Harley-Davidson FLHTK Electra-Glide Limited 2010 года выпуска. Заезд длился 238 круга. Результат – запись в Книге рекордов Гиннесса, чего и добивался «дальнобойщик».
29. Первая компания, заявившая в рекламе о том, что их мотоциклы могут разогнаться до 160 км/ч, была Brough Superior со своим мотоциклом SS100, произведенном в 1924 году.
30. Некоторые из современных компаний, производящих мотоциклы, начинали с гораздо более скромных производств. Возьмем, к примеру, Ducati. На заре своего существования это была семейная фирма, родившаяся в Болонье (Италия), в 1926 году.
31. BMW стал первым производителем, запатентовавшим и установившим на свои мотоциклы первую телескопическую вилку. Новая разработка появилась на мотоцикле R12 в 1932 году. По иронии судьбы BMW предпочитает не использовать эту технологию на своих современных тяжелых мотоциклах.
32. Современная система переключения передач на мотоциклах была изобретена Гарольдом Уиллисом из Velocette Motorcycles в 1927 году.
33. ARAI, компания известная как производитель дорожных мотоциклетных и гоночных шлемов, начинала с производства защитных головных уборов для строительства. Она была основана в 1926 году и по сей день является частной компанией, которой управляет третье поколение семьи Arai.