28 ноября у христиан восточного обряда начинается Рождественский пост. Этот пост установлен, чтобы люди ко дню Рождества Христова изменились духовно. Содействует в этом молитва, покаяние, воздержание от страстей, дела милосердия. Например, помощь больным, одиноким, нуждающимся людям и сиротам.
Пост на Западе получил название «адвент», что означает «приход Христа». Адвент всегда начинается в четвертое воскресенье к Рождеству (приходится из года в год на период с 27 ноября по 3 декабря). Традиционно в предрождественское время подготовки для христиан западного обряда важен адвента, который служит как подставка для четырех воскресных свечей (по числу недель, предшествующих Рождеству). Венки католики устанавливают в храмах и домах, чтобы зажигать свечи (по одной) каждое воскресенье. Завершается адвент с началом рождественской службы.
История Рождественского поста начинается в старину: есть упоминание о нем на территории Европы еще в IV-V веках, а к нам эта традиция пришла позже — в VIII веке. Впервые начало Рождественского поста с 14 ноября (28 ноября по новому стилю) отражается в коптском календаре с VIII в. Первоначально это было как местное явление (в Коптской, а также в Константинопольской церкви). Известны с VI в. и письменные свидетельства о распоряжениях, которые предоставлял Константинопольский Патриарх Иоанн Постник: «Подобно, чтобы миряне воздерживались от мяса в две Четыредесятницы, это пост святого Филиппа и пост святых апостолов Петра и Павла». Уже с IХ века Рождественский пост как явление приобретает всеобщее распространение и соблюдение.
1. Он связан с развитием богослужения праздника и возникновением отдельного праздника Рождества. Если сравнить традицию праздника Пасхи и Рождества, то они очень похожи: есть сам праздник, предшествующая ему неделя, строгий пост перед Рождеством и Богоявлением.
2. Вроде поста перед Пасхой возник и Рождественский пост. В отличие от латинского адвента, в византийском обряде пост является четырехдесятницей – как и Великий пост имеет также особенности развлечения над рождением, он не только предполагает ожидание рождения Спасителя, но и глобальное изменение каждой жизни и мира. Из богословских текстов мы видим, что еще в Рождестве Христовом происходит спасение человеческого рода.
3. Рождественский пост как Филипповка – это уже завершающая часть развития истории поста. Сначала была неделя перед праздником, затем добавился еще более длительный период, который предусматривал 25 дней и уже в завершение формирования поста – началом поста выбран день после праздника Филиппа. И совершенно случайно. Через несколько дней после праздника Филиппа не найдем в литургических текстах никаких упоминаний о начале приготовления к Рождеству. На каноне праздника Введение в храм Пресвятой Богородицы начинают петь ирмосы, которые готовят к приходу Спасителя.
4. Еще больше упоминаний от праздника Андрея. И возможно было бы гораздо правильнее называть этот пост Андреевкой. В день после праздника Андрея богослужения приобретают совершенно иное измерение – уже есть упоминания, намеки о рождении Бога, событии, которое избавит человечество от греха.
5. Песнопения «Аллилуйя» указывают на то, что пост не является периодом печали, но наоборот периодом радости. Больше текстов, которые готовят к Рождеству, есть в два последних воскресенья перед Рождеством и самое интенсивное – в неделю перед Рождеством.
6. Лучший способ провести пост – это открыть для себя Слово Божие, Слово, ставшее Телом. Нужно задаться целью ежедневно читать Священное Писание, прийти домой, открыть и принять Воплощенное Слово.
7. Рождественский пост длится сорок дней с 28 ноября по 6 января и заканчивается празднованием 7 января Рождества Христова.
8. Согласно церковному уставу, во все дни поста из рациона исключаются мясные, молочные продукты и яйца.
9. По понедельникам, средам и пятницам разрешено потреблять растительную пищу без растительного масла.
10. Во вторник и четверг разрешено употреблять в пищу растительную пищу с маслом.
11. По субботам, воскресеньям и большим праздникам до 2 января разрешается также употреблять рыбу и морепродукты.
12. На Рождественский пост приходятся важные церковные праздники – Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), празднование в честь святителя и чудотворца Николая (19 декабря).
13. После 2 января пост усиливается и рыбные продукты не употребляются. В канун Рождества отмечается Сочельник, или вечер 6 января, что является днем строжайшего поста. В этот день нельзя есть до окончания вечернего богослужения или по народной традиции до появления на небе первой звезды на память о Вифлеемской звезде.
14. Пост может быть ослаблен для больных; для пожилых людей; людям, тяжело физически работающим; путешественникам. Для этого необходимо обратиться за благословением к священнику.
15. Пост могут не соблюдать беременные женщины, маленькие дети.
16. Другое его название – Филиппов пост (Филиппов, Филипповка). Связано это с тем, что 27 ноября, за день до начала поста, отмечается память одного из двенадцати апостолов Христа – апостола Филиппа. В этот день по церквям проходят притчи на пост.
17. Первые упоминания об этом посте в произведениях святого Амвросия Медиоланского, Филастрия, блаженного Августина, датированы IV веком.
18. Сначала он длился всего семь дней (у некоторых христиан – больше), но в 1166 году Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг установил соблюдать Рождественский пост сорок дней.
19. Когда люди принимали крещение только перед Рождеством и Пасхой. Для тех, кто готовился к крещению, перед обрядом был заведен еще и 40-дневный пост. Общее же явление поста появилось из практики солидарности (сначала в кругу семьи) с теми, кто принимал крещение.
20. Если ребенок родился в Рождественский пост, то его ждет счастливая судьба.
21. Как снежно и облачно — весна придет с дождями.
22. Если много снега в первый день Пилиповки, то это обильный урожай.
23. Если в течение Рождественского поста морозно, то исчезнут все невзгоды.
24. В первый день поста ветер, то не будет утихать до Николая.
25. В народе верили: чтобы было изобилие в доме, в пост не нужно жалеть денег, поэтому покупали на ярмарке, что нравится, а на Сочельник (6 января) стол накрывали с 12 постными блюдами. Чтобы не навлечь беду на семью, не желательно было в пост губить что-то, а вот находить — это хорошая примета.