Всемирный день почты или Международный день почтовой службы – один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Проводится по решению XIV конгресса Всемирного союза почтовиков в день сотворения союза в 1974 году.
9 октября 1874 г. в Швейцарии представителями 22 стран, был подписан Бернский договор, учреждающий основание Генерального почтового союза. В 1878 году союз сменил свое название и стал называться Всемирным почтовым союзом. На сегодняшний день ВВС насчитывает в своем составе 189 стран. По всему миру 9 октября отмечается как Всемирный день почты. Эта мера проводится в течение недели, которая называется «Международная неделя письма».
По данным ВВС, «международная почта разговаривает на 6800 языках своих клиентов и является самой длинной в мире сетью физической доставки почты. Она предназначена для обеспечения надежной, эффективной и экономической перевозки товаров и обмена идеями. Почта передает личные мнения друзей на большие расстояния. Она помогает фирмам разного масштаба находить клиентов и отвечать их потребностям».
Современная почта во многих промышленно развитых государствах активно работает в секторе логистики, почтово-банковских услуг, каталожной торговли и прямой почтовой рассылки, активно развивает информационные технологии, гибридную почту и электронную коммерцию.
1. Первым городом, в котором появились почтовые ящики, считается Флоренция.
2. Раньше в Англии почтой отправляли даже… людей. С 1952 года это запрещено делать, а вот коня или корову вы можете отправить по почте без проблем.
3. Самый древний почтовый ящик находится на острове Гернси в Великобритании. Ее поставили в 1853 году.
4. Автором первой официальной почтовой марки в Великобритании является Роуленд Хилл (1840). Чтобы марка считалась официальной, в ней должны соблюдаться определенные правила: нужно на марке писать название страны на латинском языке. Если названия не окажется – значит, это марка Великобритании. Она освобождена от такой обязанности как первая в истории страна, использовавшая марки.
5. В одном из музеев немецкого Вупперталя хранится коллекция из нескольких тысяч листовок, изображающих один и тот же пейзаж, но украшенных марками многих стран. Каждому гостю музея служители вручают чистую открытку с просьбой выслать ее по возвращении на родину.
6. Грузовая компания FedEx Express оперирует самым большим в мире парком грузовых самолетов – на сегодняшний день их более 650. Чтобы оперативно реагировать на возникающие сверхнормативные потребности в транспортировке, FedEx постоянно держит в воздухе несколько пустых самолетов.
7. В 1984 году Элан Форман написал письмо жене, содержащей 1 402 344 слова. Это самое длинное письмо, которое послали по почте.
8. Крупнейший штаб среди почтовых служб по почте США. Его численность – 870 тысяч человек. Почти половина всей почты, которая есть в мире, обрабатывает эта почтовая компания.
9. Виктор Гюго в 1862 году, находясь в отпуске, захотел узнать реакцию читателей на только что изданный роман «Отверженные» и послал своему издателю телеграмму с одного символа «?». Тот прислал ответную телеграмму тоже с одного знака – «!». Вероятно, это была кратчайшая переписка в истории.
10. Шлете своему любимому письму? Наверное, не так много, как вице-президент казначейства Вичи Нод. Он отправил по почте своей жене – 1307 писем. На это ушло 24 года. Все письма были написаны во время рабочих поездок Вичи.
11. 5 миллионов – такое количество писем проходит за одну минуту через все почты мира.
12. Королева Испании Изабелла – первая женщина, которую напечатали на почтовой марке. Это знаменательное событие произошло в 1893 году в Америке.
13. Коллекционирование почтовых открыток – третье по популярности хобби. Первое и второе место занимают коллекционирование монет и марок.
14. В 19 веке в Англии тариф на почтовую отправку рассчитывался по количеству листов бумаги. Поэтому письма ради экономии часто слали без конвертов – адрес получателя писали на свернутом листе. А чтобы вместить больше текста, часто прибегали к так называемому пересеченному письму, когда при достижении конца страницы ее переворачивали на 90° и писали новые строки поперек написанных.
15. С середины 19 века во многих крупных городах Европы и Америки получила распространение пневматическая почта. Станции почтамта соединялись подземными трубами, в которых перемещались капсулы с листами с помощью сжатого или разреженного воздуха.
16. Когда НАСА готовило к запуску месячные миссии, ни одна страховая компания не взялась застраховать жизнь астронавтов, поскольку риски были слишком велики. Чтобы компенсировать семьям астронавтов расходы после возможной гибели последних, НАСА выпускало специальные листовки, на которых члены экипажа расписывались перед самым вылетом. Если бы кто-нибудь из астронавтов погиб, их семьи смогли бы продать открытки коллекционерам по хорошей цене, однако все месячные полеты от Аполлона-11 до Аполлона-16 в итоге обошлись без жертв.
17. Сейчас почтовые голуби уже редко используются для доставки писем, но успешно справляются с другими задачами. К примеру, в отдаленных районах Англии и Франции голуби доставляют в больницу пробы крови. А наркодельцы запускают целые стаи голубей для доставки героина из Афганистана в Пакистан.
18. На любой почтовой марке должно указываться латинскими буквами название страны, выпустившей марку. Если названия не окажется – значит, это марка Великобритании. Она освобождена от такого долга, как первая в истории страна, использовавшая марки.
19. В древности гонцы, доставлявшие почту, зашивали под подкладку шапки или шляпы очень важные бумаги или «дела», чтобы не привлекать внимания грабителей. Отсюда происходит выражение «дело в шляпе».
20. В одном из музеев немецкого Вупперталя хранится коллекция из нескольких тысяч листовок, изображающих один и тот же пейзаж, но украшенных марками многих стран. Каждому гостю музея служители вручают чистую открытку с просьбой выслать ее по возвращении на родину.
21. В конце 19 века один немецкий лесник запретил своей дочери видеться с поклонником. Парочка стала обмениваться любовными записками через дупло дуба, и вскоре лесник, видя бесполезность своего запрета, позволил молодым людям жениться, причем свадьбу отмечали под этим деревом. С течением времени народная молва разнесла новости о дубе, в который начали присылать письма желающие найти свою вторую половинку люди сначала из Германии, а затем и других стран мира. Дерево даже обзавелось официальным почтовым адресом: Bräutigamseiche, Dodauer Forst, 23701 Eutin, и любой может прочитать все послания, которые в него приносит почтальон, а затем ответить на них. За все время существования службы знакомств было заключено более 100 браков.
22. Один из наиболее цитируемых экономистов мира американец Андрей Шлейфер в 2012 году представил результаты экспериментального исследования работы почтовых служб разных государств. Шлейфер вместе с коллегами отправил по 2 письма в 5 крупнейших городов каждой из 159 стран, подписавших международные почтовые соглашения, обязывающие доставлять письма с адресами на латинице и возвращать их отправителю, если доставить не удалось. В адресах на конвертах специально допускались ошибки, поэтому в идеале все письма должны были возвратиться назад. В итоге 100% показатель возврата был зафиксирован у почтовых служб 10 государств, среди которых США, Канада, Финляндия, Норвегия, Чехия. А такие страны как Россия, Нигерия, Таджикистан и Камбоджа попали в группу аутсайдеров — из этих государств не вернулось ни одного письма.
23. По мере бурного развития современного ракетостроения предлагалось множество проектов использования ракет для быстрой доставки почты. В 1930-е годы энтузиасты развивали такие программы в Германии, Великобритании и даже Индии. В 1959 году американская почтовая служба произвела успешный запуск ракеты, у которой ядерная боеголовка была заменена специальным почтовым контейнером, с подлодки Barbero, а уже в 1990-е российские военные несколько раз отправляли почту с подводных лодок через всю страну. Несмотря на все эти попытки, данная технология никогда не была использована и вряд ли будет использоваться массово в связи с ее относительной дороговизной.
24. Американская почтовая служба стала предлагать отправку посылок внутри страны с 1913 года. Три года спустя бизнесмен из города Вернел, штат Юта, рассчитал, что это самый дешевый способ доставки стройматериалов на дальние расстояния. Он отправил в свой город на расстояние в 676 км 80 000 кирпичей небольшими посылками, отдельно обернув каждый из них, чтобы построить банк. Выполнив заказ, почтовое ведомство сразу же установило дневной предел посылок на одного человека в 91 кг.