Курбан-байрам, или Ид аль-Адха – исламский праздник окончания хаджа. Ежегодно его отмечают в разное время. Дата зависит от другого мусульманского праздника – Ураза-Байрама. Курбан-байрам отмечается в честь испытания, успешно прошедшего пророком Ибрагимом. Однажды во сне ему явился ангел Джабраил и передал важное известие: Аллах просит принести в жертву сына Ибрагима. Весть смутила несчастного пророка. После долгих мучений он все же отправился в долину Мина к тому месту, где стоит Мекка, и начал приготовление. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, но плакал и молился, потому что был послушен отцу и Аллаху. В последний момент Аллах выбрал другую жертву – барана.
1. В странах, где ислам является государственной религией, Курбан-байрам – праздничный день, его отмечают 4-5 дней, в Турции и Катаре – 10 дней, в Саудовской Аравии – две недели. В большинстве других стран празднование ограничивается тремя днями.
2. Праздник знаменует день окончания Хаджа – паломничества верующих в Мекку. В этот день мусульмане приносят в жертву животных (курбан).
3. К празднованию мусульмане готовятся заранее и в течение 10 дней соблюдают пост.
4. Арабское название праздника Ид аль-Адха переводится как «праздник жертвы».
5. Обязательным обрядом праздника является заклание жертвенного животного (барана, козы, верблюда, коровы или буйвола) после праздничной молитвы. Жертвенное мясо раздается бедным, больным, старикам, родственникам и друзьям.
6. Жертвенное животное не должно иметь видимых дефектов: хромоту, отсутствие хвоста, слепоту, сильную исхудалость и т.п. Барашек должен быть возрастом не менее 6 месяцев, коза – не менее 2 лет, крупнорогатый скот – тоже не менее 2 лет.
7. Мясо жертвенного животного, согласно предписанию Шариата, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью – мусульманин может оставить себя. Таким образом, принесенная жертва не только способствует духовному очищению жертвователя, но и обеспечивает на время пропитание бедной части мусульманской общины.
8. Независимо от региона и особенностей национальной кухни, все мусульмане должны в эти дни попробовать много блюд из мяса, также на столы подают огромное количество сладостей.
9. Считается, что овца или коза могут быть принесены в жертву только от одного человека, а корова, бык или верблюд – от семи человек.
10. В первый день хозяйки подают на стол блюда из печени и сердца. Во второй день начинают угощение из супов, сваренных на бараньих головах и ножках. На второе – жаркое, дополненное гарниром из риса или овощей. В третий и четвертый день готовят жареные бараньи ребрышки и традиционные манты, шашлык, лагман, плов, бешбармак.
11. Неотъемлемой частью празднования является такбир – превознесение Аллаха, которое повторяют во время утренней прогулки в храм.
12. В праздничный день следует совершить полное омовение и надеть чистую и праздничную одежду.
13. Праздничное приветствие мусульман звучит так: «Такаббаль Аллаху Минна ва минкум» (да возьмет Аллах от вас и от нас).
14. В Курбан-байрам мусульмане пытаются делать добрые дела – подавать милостыню, помогать пожилым, говорить комплименты. Отрицание в этот праздник под запретом. Мусульмане избегают конфликтов и споров, чтобы не раздражать своего Бога.
15. За 20 дней до назначенного события мусульмане перестают бриться, стричься, не устраивают застолье и не надевают новую одежду.
16. В течение 45 дней до начала Курбан-байрама благоприятно совершить паломничество в Мекку, которое правоверные в жизни должны совершить хотя бы один раз.
17. В 2006 году в Москве был введен запрет на публичные жертвоприношения. Каждой мечети разрешено было забивать всего по одному животному.
18. Ранее у крымских татар был интересный обычай, который красочно описал Густав Радде: «В каждом деревне самый богатый житель отправляется в день праздника к своему соседу, ест у него и потом вместе с ним отправляется к третьему, и так далее, пока вся деревня не соберется к последнему, т.е. к тому, кто начал посещение. Последний должен накормить и напоить всю деревню, и поэтому для этого избирается обыкновенно самый богатый».
19. Праздник в Османской империи и Крымском ханстве начинался после выстрела из пушки, производимого в день стояния на Арафате, а завершался опять же пушечным выстрелом в последний день праздника после намаза аср.
20. Пророк Мухаммед назвал праздник жертвоприношения величайшим праздником всех мусульман.