22 сентября – День без автомобилей (World Carfree Day). Впервые этот день был отмечен в 1998 году во Франции, когда в ряде городов было прекращено автомобильное движение. В последующие годы эту традицию заимствовали другие европейские страны и города, в последние годы – и некоторые неевропейские страны (например, Канада, США). День без автомобилей празднуют по решениям органов местных властей. Как правило, в этот день запрещается ездить на автомобилях, жители используют альтернативные способы передвижения. Иногда акция длится более одного дня. Цель такого мероприятия – привлечь внимание к проблеме загрязнения атмосферного воздуха транспортными средствами, снизить уровень концентрации выхлопных газов в городском воздухе, снизить шумовую нагрузку, способствовать развитию альтернативных видов передвижения.
Каждый раз, заводя двигатель автомобиля, вы ускоряете изменение климата – ведь углекислый газ преобладает среди других парниковых газов, усиливающих способность атмосферы удерживать тепло. Последствия глобального изменения климата хорошо заметны уже сейчас: тают ледники, повышается уровень Мирового океана, гибнут коралловые рифы, океанские течения изменяют свое направление. Голодают белые медведи – лед, на котором они охотятся, появляется на месяц позже и тает раньше, чем полвека назад. Устойчивых к холоду животных вытесняют более теплолюбивые, как это происходит с пингвинами Адели, – их количество за последние 30 лет уменьшилось на 66 процентов.
1. Автомобили появились в нашем мире, когда в 1769 году был изобретен паровой двигатель. В 1807 году Франсуа Исаак де Рива разработал первый автомобиль, двигавшийся за счет двигателя внутреннего сгорания, работающего на газе.
2. В 1885 году Карл Бенц запатентовал изобретение – первую машину с бензиновым двигателем. У нее было три колеса, Т-образный руль и двигатель объемом 1,7 литра. Через три года его жена совершила первую поездку на автомобиле между городами, скорость достигала 16 км/ч. В это же время Карл начал серийный выпуск автомобилей.
3. Рост мирового автопарка продолжается за счет роста продаж новых автомобилей в таких странах, как Китай и США. Прогнозируется, что к 2050 году на Земле будет зарегистрировано около 2,5 миллиарда автомобилей.
4. Самая длинная машина – это лимузин. Длина составляет 30 метров. У автомобиля 26 колес, он складывается пополам и имеет две кабины управления с обоих концов. Внутри располагается бассейн, кровать, а на крыше – площадка для вертолета.
5. Первые номерные знаки выдавались конным тележкам. Автомобильные номера появились в 1899 г. в Германии.
6. Дорогих машин много, но вот самой дорогой остается Ferrari 250 GTO, 1963 г. С конвейера их сошло 36 единиц, стоимость составляла 18000 долларов, купить этот автомобиль можно было только с разрешения владельца завода. Рекорд был поставлен в 2008 году, когда одна из таких машин на аукционе была продана за 15,7 млн евро.
7. Крупнейшим автопроизводителем в мире является Toyota. Второе место занимает компания General Motors, а на третьем – Volkswagen.
8. В Лос-Анджелесе больше машин, чем людей.
9. Самым быстрым серийным автомобилем на планете считается Bugatti Veyron Super Sport, которая может разгоняться до 431 км/ч.
10. Буквы в номерных знаках автомобилей появились благодаря желанию немецкого бизнесмена сделать подарок своей жене. Он попросил, чтобы перед цифрами разрешили поставить инициалы жены.
11. Большинство автомобилей имеют двигатели внутреннего сгорания. При сжигании топлива выделяются опасные газы. Они содержат 200 наименований вредных веществ, в том числе канцерогены. Эти вещества оказывают негативное влияние на здоровье людей, они способны спровоцировать онкологические заболевания. Выхлопные газы скапливаются в нижних слоях атмосферы, то есть в зоне дыхания человека. Причем таким воздухом приходится дышать всем: и детям, и борцам за экологию.
12. Существует миф, что дизельные двигатели экологически безопасны. Однако это только вымысел. Они выбрасывают большое количество сажи, которая образуется как продукт сгорания топлива. А эта сажа содержит множество опасных веществ, которые, попадая в атмосферу, очень вредят.
13. Из-за автомобилей почва загрязняется неокисляющими металлами и канцерогенами. Вероятно, со временем эту землю придется уносить механическим способом. А, как известно, количество плодородных земель тоже с каждым годом уменьшается. 25% вредных выбросов остаются на самой дороге, 75% оседают на территории вокруг трассы.
14. Более того, из-за почвы вредные химические элементы, особенно металлы, попадают в растения. А из растений – в организм животных и людей. Большинство растений легко переносят повышение содержания тяжелых металлов в почве. Только при содержании свинца более 3000 мг/кг (санитарная норма содержания свинца в почве всего 32 мг/кг) растительный мир вокруг дороги угнетается.
15. Автомобили оставляют за собой множество отходов. Нефтепродукты, остатки от стертых шин и тормозных колодок, сыпучие и пылевые грузы, хлориды, которые используют для посыпания дорог зимой: все это загрязняет придорожные полосы и попадает в воду. А питьевой воды, к слову, с каждым годом становится все меньше. Опасные вещества растворяются и с грунтовыми водами попадают в воду. Мы даже не подозреваем, что попадает в наш организм с водой.
16. Мало кто из водителей осознает, но каждый раз, когда вы заводите двигатель своего автомобиля, вы приближаете невосполнимые изменения климата. СО2 преобладает среди других парниковых газов, усиливающих способность атмосферы удерживать тепло. Уже сейчас ученые бьют тревогу: начали таять ледники, поднялся мировой океан, меняются течения… Все это способно довести Землю до катастрофы.
17. Еще одной проблемой, связанной с автомобилями, является уровень шума. Да-да, для здоровой и гармоничной жизни человеку нужна тишина. Для человека предел равен 90 дБ. Превышение этого предела влечет за собой стрессы, раздражительность, нервные срывы. К примеру, 40% жителей столицы проживают в условиях постоянного шумового дискомфорта. 60-80% шума в городе создает движение транспортных средств.
18. Еще одной большой проблемой человечества является переработка мусора. Автомобили же выходят из строя и моды, люди покупают новые, а старые массово попадают на свалки. Материалы, из которых сделаны машины, переделывать тяжело и дорого. При переработке в атмосферу и землю попадает множество вредных веществ.