Древние славяне-язычники поклонялись многим богам, но особенное внимание они уделяли зловещей покровительнице Зимы и Смерти — Марене. День Марены праздновали в конце осени, когда были завершены все сельскохозяйственные уборочные работы, и земля уже увидела первый снег.
1.День Марены, который предками с древних времен отмечался 25 ноября, был днем вымирания природы и наступлением первых зимних морозов.
2.Богиня Мара или Марена, которая в древней славянской мифологии была богиней-ведуньей, имеет имя, которое расшифровывается так: «Ма» — мать, «Ар» — плодородная, «Ра» — видящая суть вещей. Сейчас эту богиню часто по ошибке называют богиней смерти, но в древние времена считалось, что Мара — богиня тьмы, холода и ночного неба.
3.Изображается эта славянская богиня по-разному. Это может быть девушка с чёрными волосами, которые размещены на плечах. Она может быть в бархатном платье, вышитом драгоценными камнями. Еще такая богиня может изображаться как величественная королева в белой одежде. Иногда еще её изображают как седую старуху, одетую в чёрные нищебродские одеяния. Такие разнообразные изображения Марены связаны со сменой времён года. Поздней осенью или в начале зимы, когда Марена приходит в мир и призывает зиму, она ещё молодая и полная сил, а вот ближе к Масленице она уже старая и беспомощная. Также у неё в руках часто на изображениях серп или коса.
4.Символы богини Марены — чёрный лебедь, разбитые черепа, Чёрная Луна, серп, гриф и ворон. Серпом она подрезает нити человеческой жизни, в результате чего человек помирает. Считается, что Марена шлет нам плохие сны и кошмары, а расшифровка снов помогала славянам понять послание, которое богиня слала из подземного мира.
5.В День Марены считалось необходимым проводить ритуальные обряды на последующее воскрешение природы. Для этого люди ранним утром собирались группами, зажигали факелы и приходили к ближайшему озеру или болоту. Там нужно было тушить факелы в воде, и только после этого возвращаться домой и приступать к трапезе. Часто в этот день соседи или родственники собирались за единым столом.
6.В этот день также нужно было печь оладьи, подавать на стол вареную репу и морковь. Еду было принято запивать киселем из красных лесных ягод.
7.Считалось, что подданные богини Марены ночью бродят по дворам и зовут людей по имени. Тот, кто выглядывал в этот день на такой зов, забирался Мареной в мир Навь. Именно поэтому после захода солнца дверь нельзя было никому открывать.
8.В день Марены люди чтили богиню, возлагая ей дары, и старались просто соблюсти языческие традиции этого дня и не идти на грех. Не принято было в этот день восхвалять других богов, потому что Марена могла забрать эту хвалу себе и от этого она становилась только могущественнее. Также было поверье, что нельзя в День Марены разводить огромные костры, чтобы не гневать Богиню тьмы и холода.
9.В День Марены не занимались стиркой и уборкой. Также нельзя было молоть муку и выпекать хлеб. На Марену в курятнике не забирали яйца и не подстригали овец.
10.Семейным парам в этот праздник было запрещено иметь половой контакт. Славяне считали, что дети, которые были зачаты в день прихода зимы, могут иметь слабое здоровье и умрут в младенческом возрасте.
11.Если до празднования Марены еще не выпал первый снег, а деревья не сбросили листву, то по приметам зима будет теплая, а весна наступит рано.
12.Если ребенок родился в День Марены, то он обладает магической силой. Становясь взрослым, этот ребенок сможет лечить людей обрядами и заговорами.
13.В восточнославянской мифологии Марена называлась Зимняя и Кощная Владычица.
14.Главная обрядовая традиция на Марену — поход на болото, где ритуально окунались пылающие головни в трясину. Люди так показывали богине, что у них нет страха.
15.С наступлением весны славяне делали чучело Марены из соломы, насаживая его на шест. По селам это чучело носилось девушками. У чехов оно нередко представало в мужском облике, и в такой ситуации на народных гуляньях его носили парни. Женское чучело одевали в праздничное убранство и нередко подвязывали поясом последней вышедшей замуж невесты. На мужское чучело надевалась рубашка последнего умершего в этом селе мужчины, а также баранья шапка и кожух.
16.Проводы Марены у западных славян назывались «выносом смерти» или «топлением Моржаны». Если восточные славяне знают и чествуют праздник Масленицы, который празднуется перед началом поста, то на Западе есть проводы зимы, которые заключаются в сбрасывании соломенного чучела Марены в водоем. Проходит такое празднование в марте.