К V в. Владимирская икона Божией Матери находилась в Иерусалиме. Но в период правления Феодосия Младшего (401-450 гг.) ее перенесли в столицу Византийской империи – Константинополя. А уже в 1131 г. патриарх Лука Хризоверх отправил реликвию в дар киевскому князю Юрию Долгорукому. Ее поместили в Вышгородской женские обители. Оттуда слух о чудотворной святыне разнесся по всему государству.
Однако образ недолго пробыл в Киеве. В 1155 году сын Юрия, Андрей Боголюбский, перевез святыню на север – в город Владимир, где для нее построили прекрасный Успенский собор. Именно благодаря этому икона и поныне известна как Владимирская. Кроме того, князь приказал изготовить для реликвии драгоценный убор, пожертвовав ради этого более 5 кг золота, столько же серебра, а еще много жемчуга и драгоценных камней. Реликвия постоянно защищала христианских военных во время борьбы с варварами-захватчиками. Так, в 1164 году она помогла Андрею Боголюбскому одержать победу над племенами волжских булгар. В 1395 году, в период нашествия Тамерлана, образ перенесли в Москву, читая перед ним акафист иконе Владимирской Божьей Матери – и хан, испугавшись силы Небесной Царицы, вернул войска. Летописцы отметили, что во сне ему явилась высокая гора, с которой спускались воины с блестящим оружием, а над ними парила Богородица, осеняя Своей благодатью православные земли. С тех пор день, когда святыня появилась в столице (8 сентября или 26 августа по старому стилю), отмечается церковью как праздник Сретения. А еще в память о чудесном лишении построили Сретенский храм и монастырь.
1. Икона написана на липовой доске. Первоначальный размер составлял 78х55 см. По данным реставрационных работ 1918 года, она была несколько раз перерисована. Нетронутыми остались только лица св. Марии и маленького Иисуса, часть мафория (плаща) Богородицы, и отдельные фрагменты исполненного золотом фона, время написания которых, по оценкам ученых-реставраторов, относится к концу XI — началу XII веков.
2. С 1999 года икона Матери Божьей Владимирской находится в храме-музее святого Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее в особом пуленепробиваемом киоте с сигнализацией. Внутри поддерживается температура 18 градусов и относительная влажность около 60 процентов.
3. Она помогает в тяжелых родах, избавляет от слепоты и других глазных болезней, лечит недуги сердечно-сосудистой системы. Главное – искренне верить в силу и милосердие Небесной Царицы, являющейся людям через Ее иконописное изображение.
4. Этот образ относят к иконографическому типу «Элеуса». Данное название переводится с греческого как «Умиление». Иногда подобные произведения также называют «Гликофилусом» – «Сладким целованием», ведь они в полной мере воплощают нежное и человечное общение Богородицы с младенцем-Спасителем.
5. С давних времен образ Небесной Царицы оберегал земли Киевской Руси от врагов, вселяя в сердца защитников отвагу и храбрость. Эта святыня защищает от ссор, военных конфликтов, внутренних споров и внешних угроз.
6. Перед иконой Владимирской Божией Матери следует молиться, если Вам предстоит принять непростое решение. Ее благая сила подскажет правильный путь, избавит от сомнений и неуверенности, подарит покой и умиротворение. Святыня сможет направить человека в любых ситуациях – от сложностей с работой до личных отношений.
7. Также данный образ оберегает брак и семью, приносит в дом взаимную любовь, понимание, нежность и единство между супругами.
8. День почитания иконы был установлен на дату 6 июля (в честь освобождения от хана Ахмета 1480 г.).
9. 3 июня – освобождение иконы от хана Махмет-Гирея.
10. 8 сентября – встреча иконы в Москве и освобождение от хана Тамерлана.