Дмитриевская суббота – православный праздник, день всеобщего поминовения умерших, родительская суббота в традиции Русской, Сербской и Болгарской православных церквей. В богослужебном уставе этот день не является заупокойным. Совершается ежегодно в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, который приходится на 26 октября (8 ноября). Название «Дмитриевская» происходит от святого Димитрия Солунского. На территории современных Беларуси и Украины христианское поминовение умерших в Дмитриевскую поминальную субботу имеет древнее, еще языческое, происхождение и никак не связывалось ни с Димитрием Донским, ни с его победой над татарами в 1380 г. РПЦ связывает Димитрия Донского Куликовское сражение с поминовением в Дмитриевскую субботу.
1. В Сербской православной церкви Дмитриевская суббота (серб. Митровская задушница, затворная задушница) входит в число четырех главных поминальных суббот года. В сербской народной традиции поминки перед Дмитриевым днем местами происходили в пятницу, а не в субботу.
2. Болгары осенний поминальный день отмечают в субботу перед Дмитровым днем, реже после него или в субботу перед Михайловым днем, 8 ноября. Осеннее поминовение умерших может считаться в тех или иных регионах главным поминальным днем года. В Дмитриевскую субботу служба ведется только в нескольких храмах Болгарской православной церкви, тогда как Михайловская суббота считается поминальным днем всей Болгарской церкви.
3. В этот день в церковь несли три хлеба и еду, которая по вкусу покойникам. Первая хлебина – для давно умерших предков, вторая – дедам и бабам ближайшего рода, а третья – тем, кто умер насильственной смертью на войне, в воде или огне.
4. В Дмитриевскую поминальную субботу ужин был особенным. Вспоминать умерших начинали уже с пятницы. Для этого обязательно покупали новую белую скатерть, которой застилали поминальный стол. Хозяйки готовили традиционные поминальные блюда – кутью, компот, блины, пироги, а также любимые блюда покойных родственников.
5. За поминальной трапезой каждый член семьи откладывал по одной ложке от каждого блюда в отдельную тарелку, а затем это все оставляли на ночь для умерших. Это делалось для того, чтобы души могли прийти домой и насытиться едой вместе со всей семьей. Рядом с тарелками ставили миску с водой и полотенце, чтобы они смогли умыться после трапезы.
6. Также в этот день обязательно помогали бедным и голодным – давали много подаяния, кормили пирогами и просили их молиться за души умерших. Люди верили: если в это время ходит много нищих старцев – это хороший знак.
7. Очень верующие христиане приходят на богослужение вечером в пятницу. В это время служат большую панихиду, или парастас. Чтобы помять в церкви своих умерших родственников, нужно приготовить заранее записки с их именами. В качестве пожертвования на храм принято приносить песни – хлеб, сладости, фрукты, овощи. А вот мясные изделия или алкоголь (кроме кагора) жертвовать не стоит.
8. В народе считалось, что святой Дмитрий приносит зиму и ключом «замыкает землю», то есть дает хозяйничать зиме, завершая, таким образом, земледельческий год. Он держит у себя ключи, пока не приедет за ними святой Юрий (6 мая) и землю не откроет.
9. Некоторые исследователи связывают «привязку» осеннего дня поминовения предков к фигуре святого Димитрия Солунского из-за близости к соответствующей для католической традиции, ведь святые Кирилл и Мефодий имели определенную каноническую связь с Римом, в частности с папами Андрианом II и Иоанном VIII.
10. Святитель Димитрий (Туптало) высказывает мнение, что Дмитриевская поминальная суббота заменила собой языческие осенние тризны.