Ранее День штурмана ВМФ праздновался в день весеннего (20-21 марта) и день осеннего (22-23 сентября) равноденствий. Именно в эти дни можно точно и без инструментов определить стороны света – Солнце восходит строго на востоке, а заходит, соответственно, на западе.
Но с 1997 года, согласно приказу Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 г. «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности», День штурмана Военно-Морского Флота отмечается 25 января, в день основания штурманской службы Российского флота.
Необходимость подготовки отечественных капитанов и штурманов возникла с началом строительства в России военного флота. Реализацией этой идеи явилось создание в Москве Школы математических и навигационных наук в Сухаревой башне. В указе Петра I от (12) 23 января 1701 г. было сказано: «Быть математических и навигационных, то есть мореходных хитроумных искусств учению». Этот день является датой основания штурманской службы русского флота, но официальное празднование установлено на 25 января.
Заметим, что император Петр I также издал Устав, в котором были прописаны некоторые основные правила и ограничения для штурманов: «штурманом в кабаки не пущают, ибо они, как потомки хамские, не замедлялись напиваться и дебош устраивают» или «штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пускают, потому что они своим мерзким видом всю баталию огорчают».
1. Профессия корабельного и флагманского штурмана считается особенно трудной и ответственной, а также, как записано в Правилах организации штурманской службы на кораблях ВМФ: «работа штурмана в походе носит творческий характер». Причем сегодня речь идет о штурманской службе не только ВМФ, но и всего флота России.
2. Многие известные флотоводцы начинали военную службу с должности штурмана корабля. Среди них и адмиралы, заложившие основу современного флота России, такие как С.Горшков, В.Михайлин, А.Михайловский, и многие другие. В истории великих географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей и адмиралов. Лишь в Приморском крае имена штурманов русского флота увековечены в названиях 64 мысов, 12 островов, 3 полуострова, 9 бухт.
3. Первым регулярным формированием отечественного ВМФ стал Азовский флот, который был сформирован из кораблей и судов, построенных зимой 1695-1696 годов и предназначавшихся для содействия армии в кампании по овладению турецкой крепостью Азов.
4. Во время Северной войны 1700-1721 годов был создан Балтийский флот, выдвинувший Россию в число крупных морских держав. Первые боевые корабли для него строились в 1702-1703 годах в устье реки Сясь на Ладожском озере и на реке Свирь. В 1703 году была заложена база русского флота на Балтике Кроншлот (ныне Кронштадт).
5. В ходе Северной войны определились основные задачи флота, перечень которых остается практически неизменным до настоящего времени, а именно: борьба против военно-морских сил противника, борьба на морских коммуникациях, оборона своего побережья с морского направления, содействие армии на приморских направлениях, нанесение ударов и обеспечение вторжения на территорию противника с морского направления.
6. До Первой мировой войны флот был однородным. Береговые войска (морская пехота и береговая артиллерия), которые существовали с начала 18 века, в состав флота не входили. В 1906 году зародились и стали развиваться как новый род сил ВМФ подводные силы.
7. Современный Военно-морской флот России состоит из пяти оперативно-стратегических подразделений: Балтийского, Северного, Тихоокеанского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии. Отдельными родами сил ВМФ России являются морская авиация, морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска.
8. Согласно данным из открытых источников, сейчас в строю ВМФ России более 210 надводных кораблей и катеров, 69 подводных лодок (из них 46 атомных), а также несколько сотен вспомогательных судов. Главнокомандующий Военно-морским флотом России – адмирал Николай Евменов.
9. Корабль номер один ВМФ России – крейсер 1-го ранга «Аврора». Он один из четырех сохранившихся в мире броненосцев постройки конца XIX начала XX веков.
10. Старейшее действующее судно ВМФ России – и одно из старейших военных судов мира – спасательный катамаран «Коммуна». Он вошел в состав флота 27 июля по старому стилю (или 14 июля) 1915 года.