11 сентября сотрудники воспитательных структур Вооруженных Сил России отмечают свой профессиональный праздник – День специалиста органов воспитательной работы.
В приказе статс-секретаря — заместителя министра обороны РФ, которым был введен этот профессиональный праздник, отмечено, что именно в этот день в 1766 году был утвержден Устав Кадетского сухопутного корпуса, которым были впервые введены должности офицеров-воспитателей.
В 1992 году было образовано Главное управление по работе с личным составом Министерства обороны Российской Федерации, которое в 1997 году переименовано в Главное управление воспитательной работы ВС РФ (ГУВР ВС), а на его базе в 2010 году сформировано Главное управление по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации (ГУВР ВС РФ). Основными задачами сотрудников ГУВР в Вооруженных Силах страны являются: организация воспитательной работы в интересах проведения государственной политики в области обороны и безопасности; организация патриотического воспитания военнослужащих и информационно-разъяснительной работы по повышению авторитета и престижа военной службы; организация общественно-государственной подготовки военнослужащих и гражданского персонала; выработка и осуществление мер по укреплению морально-психологического состояния и военной дисциплины среди военнослужащих; организация психологической работы, осуществление в Вооруженных Силах мероприятий по психологической помощи, поддержке и реабилитации военнослужащих; общее организационно методическое руководство, управление и всестороннее обеспечение деятельности средств массовой информации Вооруженных Сил и другие.
1. Это профессиональный праздник для всех работников, осуществляющих воспитательную деятельность в различных подразделениях войск РФ, а также тех, кто трудится в Главном управлении воспитательной работы ВС России. В этот день поздравляют и профессоров, преподающих в специализированных учебных заведениях.
2. Воспитательные занятия в воинских структурах проводят те, кто хорошо разбирается в психологии и социологии. Иногда её осуществляют командиры подразделений или офицеры. Для этого они проходят профессиональную подготовку, чтобы в дальнейшем грамотно выстраивать отношения с обучающимися и способствовать их личностному росту, а не появлению у них психологических травм и неприязни к службе по контракту.
3. В интересах воспитательной работы в ВС функционирует здания офицеров и солдатские клубы, библиотеки, кино- и видеопункты, комнаты отдыха. В войсках и учреждениях активно действуют музеи и боевые славы. Высшие военные учебные заведения России готовят кадры для данного рода войск.
4. Сегодня только в Сибирском военном округе выполняют служебные задачи более 800 офицеров воспитательных структур, это заместители командиров всех уровней по воспитательной работе, военные психологи и социологи, офицеры по общественно-государственной подготовке и информированию, по культурно-досуговой работе, военные журналисты, преподаватели гуманитарных дисциплин в военно-учебных заведениях.
5. Когда профессия только появилась во времена правления Екатерины Великой офицеры-воспитатели должны были развивать способности своих подопечных для коллективного содействия успеху Родины. Их предназначение имело глубоко патриотический смысл. Её суть не изменилась и дошла в первозданном виде до наших дней. Именно любовь к своей стране и её народу стараются воспитать у курсантов военных училищ и университетов. В РФ с момента её отделения в суверенное государство существует отдельное ведомство, занимающееся управлением в сфере воспитательной работы в органах ВС страны. Сегодня в каждом военном округе предусмотрены должности, входящие в состав структуры, проверяющей компетентность кадрового резерва.
6. В Сербии установлен памятник в честь расстрелянных русских офицеров-воспитателей на этом месте в 1944 году.
7. Воспитанием армейцев занимаются и священнослужители. Они не проводят пропагандистские встречи для навязывания религиозных убеждений. Их функция, как глубоко верующих людей, прививать курсантам и военнообязанным высокие моральные принципы. Безусловно, им в этом помогает изучение священных писаний, определяющие какие поступки можно считать правильными с точки зрения добра, а какие нет.
8. В Российской Федерации учреждаются организации, которые призваны помочь профессионалам, лично работающим со служащими. Можно выделить следующие «кружки по интересам»: дома офицеров, музеи воинской памяти, солдатские клубы, библиотеки с тематической литературой. Кроме того, на военных базах обычно действуют кабинеты психологической помощи, которые не только помогают офицерам-воспитателям, но и повторяют некоторые из их функций.